‘Аджам (араб., «неарабы», «плохо говорящие по-арабски») — ираноязычные исламизированные народы восточных провинций Халифата, главным образом Хурасана/Хорасана, Мавараннахра и Туркистана. В ходе длительного и сложного процесса исламизации этих регионов происходило сращивание установок нормативного ислама с древними религиозными и культурными традициями ‘А. Со временем ислам стал для них «своей» религией, произошла их «внутренняя» исламизация. Вместе с тем мощный духовный субстрат исламизированных народов оказал существенное влияние на форму бытования ислама в этих регионах. Ислам ‘А. приобрел специфические черты, отличные от ислама арабов. Эти черты проявляются в религиозных понятиях, обрядах, погребальном ритуале, быту, изобразительном и прикладном искусстве и т.д. Так, сохраняются доисламские религиозные понятия (религия, грех, пророк и т.д.), восходящие в основном к среднеперсидскому языку, празднование зороастрийского Нового года (Навруз), которое восприняли и тюркоязычные народы к северо-востоку и к северу от Мавараннахра. Сохранился культ огня: светильники в мазарах мусульманских «святых»; зороастрийский ритуал возжигания огня в течение трех дней в помещении, где находился покойник; специально разведенный костер, который невеста должна трижды обойти перед тем, как войти в дом жениха.
Вопреки нормативному исламу, запрещавшему изображать живые существа (людей, зверей, животных и т.д.), сохранились доисламские традиции ‘А.: в настенной живописи (во всяком случае, до XI в.), например в дворцах правителей Хутгалана в Хульбуке (Таджикистан) и Газневидов в Лашкаргахе (Афганистан); в архитектурном декоре: изображения фантастических животных в резном штуке (алебастре) загородного дворца (XII в.) правителей Тирмиза/Термеза, изображение львов на портале мадрасы Ширдар в Самарканде и дракона на портале мечети г. Анау (Туркменистан); в книжной миниатюре: знаменитые школы миниатюристов в Бухаре и Харате/Герате, ярким представителем последней был Бехзод (1460—1536), миниатюры которого были известны по всему Мавараннахру; в прикладном искусстве: изображения сцен охоты, пиров на серебряной, бронзовой и керамической посуде X–XII вв., в частности на штампованной керамической посуде из Марва/Мерва, изображение сидящего на троне царя, сцен охоты и танцев на небольшом бронзовом котле XII в. из Бухары, изображения животных и птиц на тканях и коврах и т.д.
Несмотря на негативное отношение ислама к опьяняющим напиткам, в регионах традиционного проживания ‘А. сохранилась культура виноделия. Наиболее распространенным был сорт вина мусаллас, название которого сохраняется и поныне. Изображения пиршеств с вином встречаются в книжной миниатюре, на серебряной, бронзовой и керамической посуде. Вино (перс, май) воспевали классики персидско-таджикской литературы — Рудаки, Хайам, Хафиз и др. Вино сопровождало многочисленные пиры правителей и знати ‘А.
Доисламские традиции сохранились в погребальном обряде ‘А. (соблюдение дней траура, ношение траурной одежды), в существовании полуподземных и наземных погребальных построек (дахма, макбара, сагана), в молитвенном ритуале (намаз).
Лит-ра: Г.А.Пугаченкова, Л.И.Ремпель. Выдающиеся памятники архитектуры Узбекистана. Таш., 1958; С.Б.Лунина. Гончарное производство в Мерве в X — начале XIII в. // Тр. ЮТАКЭ. 1962, XI; Г.А.Пугаченкова, Л.И.Ремпель. История искусств Узбекистана (с древнейших времен до середины XIX века). М., 1965.
Д. Абдуллоев