‘АЗ̱А̄Б ал-К̣АБР (синоним ‘азаб ал-барзах; «могильное наказание») — испытание, наказание в могиле, малый суд над людьми сразу после смерти. Согласно этому представлению, могила является преддверием — лугом — рая (ал-джанна) или ямой ада (джаханнам), и в ней происходит предварительный суд и определяется предварительное воздаяние. Два ангела — Мункар и Накир — допрашивают (су’ал) человека о его отношении к исламу. Праведных оставляют наслаждаться покоем вплоть до Дня воскресения. Грешников мучают тяжестью (давлением — дагт), неверующих ангелы еще и непрерывно бьют столько времени, сколько будет угодно Аллаху, иногда до дня Суда.
В Коране, идея малого суда и наказания в могиле практически не выражена, хотя указаниями на нее считают некоторые айаты, например говорящие о двух наказаниях: «Мы накажем их дважды, потом они будут возвращены к великому наказанию» (9:101/102), или «И дадим Мы вкусить им наказания ближайшего, помимо наказания величайшего» (32:21; см. также 40:11; 52:47), или «Если бы ты видел, как завершают жизнь тех, которые не веровали, ангелы — они бьют их по лицу и по спинам: ,,Вкусите наказание пожара!“» (8:50/52; см. также 6:93; 47:27/29).
В хадисах и в ‘акидах можно проследить, как с середины VIII по середину X в. краткая констатация реальности наказания в могиле превращается в его описание с указанием ангелов, которые постепенно приобретают имена. Вопрос о реальности ‘азаб ал-кабр был предметом полемики между традиционалистами и му‘тазилитами, которые считали эту. концепцию противоречащей мусульманской эсхатологии. Тексты суннитских догматических сочинений сохранили следы полемики по этому вопросу в VIII—IX вв.
Представление об ‘азаб ал-кабр является частью сложившегося в послекораническое время представления о существовании промежуточного состояния между смертью и Судом, называемого барзах («преграда», ср. Коран, 23:100/102). В этом состоянии тела умерших, сохраняя способность чувствовать, остаются в могилах, а их души (арвах) пребывают либо на небесах (души верующих), либо в колодце Барахут в Хадрамауте (души неверующих).
Сложение догмата о наказании в могиле является примером развития ислама в период его распространения на обширных территориях и среди широких масс с середины VII по IX в. Коранические представления дополнились тогда элементами народных верований разных стран. На мусульманскую концепцию ‘азаб ал-кабр оказали влияние как древнеаравийские представления о возможности сохранения в могиле ощущений, так и представления других ближневосточных религиозных систем о наказании и суде сразу после смерти (например, иудейское хиббут ха-кебер; христианский образ чистилища). Борьба му‘тазилитов против включения в ислам элементов «народного богословия» закончилась их поражением и включением в суннитские ‘акиды утверждения о реальности наказания в могиле и реальности существования ангелов Мункара и Накира.
Лит-ра: Ибн Каййим ал-Джаузийа. Китаб ар-рух. Хайдарабад, 1324 г. х.,’ 62—114; ал-Муфид. Шарх, 44—47; ат-Тафтазани. Шарх, 591—593; ал-Джурджани. Шарх, 591-593; Eklund. Resurrection; A. J. Wensinck, (A. S. Tritton). ‘Adhab al-kabr.— El, NE, 1, 192—193.
М.Б.Пиотровский