‘Азиз-хваджа б. мулла Мухаммад-Наби-хваджа, ишан по прозвищу Хазрат-и Пир (1888–1976) — накшбандийский шайх из влиятельного рода саййидов Марва/Мерва, после смерти почитаемый святым (вали/валий). Представляет характерный тип «советского святого» периода массовых сельских миграций. Его биография тесно связана с историей переселений из Гармского (ныне: Раштского) р-на горного Каратегина, откуда он был родом, в Газималикский р-н и Курган-Тюбинскую обл. хлопководческой долины р. Вахш на юго-западе Таджикистана. Ишан ‘А.-хв. был колоритной фигурой, с ним связан ряд полулегендарных деяний, многочисленные чудеса (карамат) и конфликты с органами НКВД–МГБ–КГБ. Его с полным основанием можно назвать одним из основателей современной суфийской общины Юго-Западного Таджикистана. Продолжателем дела его жизни стал его сын ишан Хамид-хваджа (1925–2003), заложивший основы посмертного культа ‘А.-хв. Первыми хранителями его могилы стали сыновья Хамида-хваджи и его младший сводный брат ишан Аййуб-хваджа, ныне общепризнанный духовный преемник ‘А.-хв. и продолжатель семейной традиции, в основе которой лежит прославление деяний двух крупнейших носителей святости рода.
Согласно эпитафии ‘А.-хв., составленной Хамидом-хваджой, его род по материнской линии восходит к трём влиятельным представителям исламской персоязычной культуры Мавараннахра. Через саййида Мир-и ‘Араба, учёного из Бухары XIV в., основавшего знаменитую мадрасу, названную его именем, он связан с пророком Мухаммадом и рядом шиитских имамов, включая единственного уцелевшего в битве у Карбалы сына имама ал-Хусайна — Зайн ал-‘абидина, мавзолей которого находится на юго-западе современного Таджикистана в Шаартузе. Отец ‘А.-хв., мулла (или маулави) Мухаммад-Наби-хваджа, по профессии учитель (мударрис), около 1850 г. открыл в Лала-Заре, небольшой деревушке в 15 км к востоку от Гарма (ныне: Рашт), недалеко от Шингелича, мадрасу, в стенах которой сложилась одна из трёх крупнейших школ мусульманского права (ал-фикх) в дореволюционном и раннем советском Каратегине. К школе был приписан крупный вакф, включавший, как говорит местное предание, большой яблоневый сад. Мадраса была закрыта в первое десятилетие после установления советской власти в регионе.
Ишан Аййуб-хваджа б. ишан ‘Азиз-хваджа, младший сын ‘А.-хв., устные рассказы которого являются главным источником по реконструкции биографии шайха, сообщает, что Мухаммад-Наби-хваджа вошёл в среду суфиев через брак с дочерью своего наставника, ишана саййида Мирзы-хваджи, приобретя со временем статус наставника (муршид) среди местных последователей накшбандийи. Учитель отца ‘А.-хв. сам переселился в Лала-Зар (в Каратегине) из Намангана. Обучая гностическому знанию (‘илм-и хал), он приобрел там много муридов, как впоследствии и его сын ишан Халифá. Главной в жизни Мухаммад-Наби-хваджи оставалась учёная и преподавательская деятельность ‘алима и мударриса. Он скончался примерно в 1899–1900 г., его вдова, мать ‘А.-хв., ишан биби Хурр ан-Ниса, вышла замуж второй раз.
Биби Хурр ан-Ниса занимает большое место в устной агиографической традиции сложения образа ишана ‘А.-хв. Она фигурирует в ней не только как красавица в юности, но и как мудрый правовед (факих), преподаватель (мударрис) и даже влиятельный в Каратегине суфий. Её братья ишан Гийас ад-дин и упомянутый выше ишан Халифá стали суфийскими шайхами в регионе. Выйдя замуж в первый раз в возрасте четырнадцати или пятнадцати лет, Хурр ан-Ниса уже в то время обучала арабской грамоте и чтению Кур’ана подростков и женщин из окрестных селений. Она сыграла немалую роль в образовании своего сына, ‘А.-хв., о чем тот впоследствии неоднократно вспоминал с благодарностью. Имея репутацию образованной женщины (фазила, араб. фадила), она была принята в братство накшбандийа (хотя неизвестно, была ли она инициирована в него), переписывалась со многими учёными (‘улама’) и суфиями и имела впоследствии немалый вес в этом братстве в Каратегине.
В биографии ‘А.-хв. имеются отдельные пробелы, в частности, неизвестно, почему вскоре после безвременной кончины его отца и второго брака его матери он переехал из Лала-Зара в Сарай (между Файзабадом и Оби-Гармом, у истоков р. Илак). Там его учителем в области познания «мистического состояния» (‘илм-и хал) был местный учёный (‘алим) и кадий Кази-Курбан. Религиозное образование ‘А.-хв. продолжил у дяди по материнской линии ишана Парсы-хваджи б. ишана Гийас ад-дина, который стал его наставником (пир) в братстве накшбандийа.
Ишан Парса-хваджа был арестован вместе с теми из своих учеников, которые, как утверждает устное агиографическое предание, «прилетели», чтобы вызволить его из беды. Шайх и его ученик были доставлены в г. Сталинабад/Душанбе, где провели три месяца в тюрьме. Несмотря на эти временные трудности, ‘А.-хв. вскоре стал одним из самых видных учёных (‘улама’) и проповедников (ву‘аза’) своего времени. Он был широко известен не только в Южном Таджикистане, но и в соседнем Узбекистане, в особенности среди последователей братства накшбандийа. В последние десятилетия жизни ‘А.-хв. его проповеди и лекции собирали муридов, учёных и простых слушателей из Денау (Узбекистан), Куляба, Сара-йи Камара и Пянджа (Таджикистан) и даже из Киргизии и Казахстана.
Чудеса (карамат), совершённые ишаном, также привлекали в его дом паломников. О нём шла слава целителя душевных болезней, и этот дар унаследовал его сын и преемник ишан Хамид-хваджа. Среди деяний ‘А.-хв., о которых любят рассказывать его внуки, — его участие вместе с другими ‘улама’ Таджикистана в восстановлении мавзолея Хваджи Баха’ ад-дина Накшбанда в Бухаре. Согласно устному преданию, в то время он неделю неподвижно простоял на месте, впервые со времени установления советской власти в регионе удерживая туг братства накшбандийа, что, по мнению передатчиков этого предания, символизировало возврат братству его духовной власти. По словам сына и внуков ишана, похороны ‘А.-хв. проводил кадий САДУМ по Таджикистану, мирза ‘Абдаллах Калан-зада (1925–2005). Последний не отрицал (в ноябре 2004 г.) своего личного знакомства с ишаном, однако резко высказался против измышлений (гапха-йи сахта), распространяемых об ‘А.-хв. после его кончины.
Могила ‘А.-хв. в Кал‘а-йи Сурх (ныне: Кызыл-Кал‘а) к настоящему времени превращена усилиями его внуков в мазар. Сюда стекаются паломники из Южного Таджикистана и близлежащей Сурхандарьинской обл. Узбекистана. Каждую среду перед ней совершают молитвы и обряды, которыми руководит сын шайха и хранитель мазара Аййуб-хваджа. Согласно эпитафии, первоначальное здание мавзолея было воздвигнуто тремя старшими сыновьями покойного: ишаном Касим-хваджой, ишаном Ихйа-хваджой и ишаном Хамид-хваджой.
Сын и преемник ‘А.-хв., ишан Хамид-хваджа, родился в 1925 г. в сел. Лала-Зар. Его мать была дочерью факиха и муфтийя из долины р. Илак дамуллы Мухаммади Кумсангири. Будучи образованной женщиной, она в доме своего мужа обучала (как биби халифá) девочек. Ишан Хамид-хваджа был женат дважды, его вторая жена была внучкой знаменитого накшбандийского шайха из Оби-Гармского р-на, дамуллы хваджи ‘Абд ар-Рахима Давлат Илаки (1881–1947).
Этот шайх известен как автор сборника мистических поэм ‘Ишк—наме («Книга о страстной любви [к Богу]»). Он был учеником действовавшего в середине 30-х гг. ишана Шараф ад-дина из Оби-Гарма, отцом и наставником Ишан-и Шайха (ум. в 1995 г.) из Файзабада. К числу его учеников принадлежал ишан саййид ‘Абд ар-Рахман-джан Аулийа’ (1920–1991), одна из крупнейших фигур братства накшбандийа в Каратегине послевоенного советского периода. Его дочь (как и обе бабки Хамид-хваджи) была искусной вышивальщицей и портнихой. По семейным воспоминаниям, благодаря её искусству её муж всегда был прекрасно одет. Это мастерство перешло к младшему сыну ‘А.-хв., ишану Аййуб-хвадже. В целом в их роду придавали большое значение внешности и традиционной одежде как источнику личной харизмы. Одежды святого сохранены его сыновьями, которые не раз ссылались на них как на источник престижа их отца.
Об образовании Хамид-хваджи известно только по воспоминаниям его близких. Сначала он изучал Кур’ан с неким «чтецом» (кари’) Назр Аллахом, у которого была «комната для занятий» (худжра) в Кызыл-Кал‘е. Начальные познания в области ‘илм-и хал он получил, вероятно, от своего отца. Затем он продолжил религиозные занятия с учёным и каллиграфом хаджжи Пулад-ханом Гарми (род. в 1930 г.), который приходил к нему домой, чтобы дать «настоящее исламское образование» сыновьям ‘А.-хв. ишана. Уже в зрелом возрасте Хамид-хваджа продолжал ходить (с разрешения отца) в худжру Пулад-хана Гарми, однако как младший сын он всецело был в услужении у отца, помогая ему днём и ночью принимать частых гостей дома.
Несмотря на то что ишан Хамид-хваджа не получил образования в мадрасе, он довольно много времени уделял преподаванию: с одним из своих сыновей он читал Кур’ан, в своей худжре в Кызыл-Кал‘е он занимался с местной молодежью, и на его занятиях присутствовало от 10 до 20 учеников, что было значительным количеством для нелегальной сельской худжры. Помощником ему служил его младший сын Зайн ал-‘абидин (1966–1992), который сидел в тюрьме в начале гражданской войны и был застрелен на улицах Душанбе в конце октября 1992 г.
Как накшбандийский наставник, ишан Хамид-хваджа хранил в тайне своё положение и статус в братстве всю жизнь, даже в постсоветское время. У него было 40–45 муридов со всего Таджикистана и из района Сурхан-дарьи в близлежащем Узбекистане. Он должен был передать право на наставничество (иршад) своему сыну саййиду Шараф ад-дину. Однако тот казался слишком юным для того, чтобы руководить муридами своего отца во время его долгой болезни, и по этой причине муршидом стал младший сводный брат Хамид-хваджи, ишан Аййуб-хваджа, в настоящее время являющийся хранителем семейной усыпальницы и главным духовным авторитетом рода.
Несмотря на частые столкновения его отца, ‘А.-хв., с органами НКВД–МГБ–КГБ, ишан Хамид-хваджа всю жизнь пытался избегать прямых контактов с государством. Важнейшими из его деяний, сохранившихся в памяти его потомков и последователей, были и остаются чудеса (карамат), схожие с теми, что в своё время творил его отец и предшественник на накшбандийском пути. Передают, что он обладал талантом в физиогномике (кийафа-шинаси), позволявшим ему читать по лицу собеседника его взгляды и намерения (нийат). Он обладал поражавшей его современников способностью (адам—шинаси) различать добрые и дурные намерения людей, особенно среди своих посетителей. В число талантов Хамида-хваджи входили и более чудесные, если не более зрелищные, виды его деятельности как шайха — прорицание и исцеление. В особенности он славился своей способностью излечивать людей, одержимых духами (дивана, джунун).
При этом всю жизнь ишан Хамид-хваджа очень неохотно рассказывал о своих способностях к чудесам, не раз повторяя своим родственникам, что его позиция (макам) в духовных делах заключается в том, чтобы просто никогда не лгать, не брить бороды и не смотреть телевизор. В значительной степени престиж личности святого, похоже, зижделся на заботе о том, чтобы сохранять своё лицо, на любви к физическому труду (даст ба-кар, дил ба-йар), по заветам Баха ад-дина, а также на крайне ригористичном следовании установкам благовоспитанности (адаб). Ключевым в его поведении было уважение к бороде, которую он никогда в жизни не брил, несмотря на увещевания и слёзы жены, опасавшейся, что иначе её мужа за это арестуют.
Ишан Хамид-хваджа скончался после долгой болезни в конце декабря 2003 г. и похоронен в мазаре своего отца в Кызыл-Кал‘е. Ишан Аййуб-хваджа, будучи саййидом, носящим, как и его сводный брат Хамид-хваджа, зелёный тюрбан потомков пророка Мухаммада, и реформистски настроенным накшбандийским шайхом, поступил в услужение (хидмат) к своему отцу в возрасте 11 лет и с тех пор жил в его тени. Он ещё помнит, как отец женил его и назвал внука именем одного из дедов ишана Аййуб-хваджи — Парса-хваджа. В настоящее время он является хранителем могил своего отца и старшего сводного брата в Кызыл-Кал‘е. К числу материальных следов наследия его рода святых относится сохранённая библиотека из старопечатных литографированных книг, изданных в Самарканде в начале ХХ в., в особенности издание Порцева Мактубат («Письма») Ахмада Сирхинди, через которого проходит духовная генеалогия Аййуб-хваджи.
Лит-ра: Эпитафия ишана ‘Азиз-хваджи б. мулла Мухаммад-Наби-хваджа, установленная ишаном Хамидом-хваджой на мазаре его отца в Кызыл-Кал‘е; интервью с ишаном Аййуб-хваджой в Кызыл-Кал‘е (04.08.2004); интервью с ишаном Саййид-хваджой в Новабаде (04.08.2004); интервью с мирзой ‘Абд Аллахом Калан-заде, кадийем Таджикистана в 1961–1988 гг. в Ходженте (27.08.2004).
С.А.Дюдуаньон