‘Азими, ‘Азим-хваджа Камал ад-дин-хваджа ўгли (конец XVIII в. — 1847 г.) — суфийский шайх, поэт-мистик, внук известного поэта Низами Хуканди. Начальное образование получил в семье, у отца, затем продолжил учебу в одной из мадрас г. Куканда/Коканда (в совр. Узбекистане), по окончании которой вместе со своим двоюродным братом Мухаммадом Джалал ад-дином Джалали (также поэт-мистик) отправился в Бухару для совершенствования знаний. После учёбы ‘А. возвратился в Куканд и стал муридом известного шайха братства накшбандийа Мухаммада Хусайн—халифá (1755–1834). Овладев основательно суфийским учением, он сам был признан авторитетным шайхом и получил почётный титул «главного полюса» (кутб ал-актаб) суфийского учения. Долгие годы служил имамом в мечети кишлака Калдушан (близ Куканда).
‘А. писал стихи на чагатайском и персидском языках. Особое место в его творчестве занимают стихи в жанре хикмат («мудрости», «мудрые изречения»), написанные под влиянием одноимённых стихотворений, приписываемых мистику, эпониму суфийского братства йасавийа Ахмаду Йасави (ум. в 1166-67 г.). В 1837 г. ‘А. составил свой сборник (диван), включив в него 321 стихотворение разного жанра, в том числе и хикматы. В них он проповедовал необходимость строгого соблюдения норм шариʻата, призывал людей больше думать о воскресении, потустороннем мире и об итогах жизни и не обращать внимания на её невзгоды. Он проповедовал также этические нормы накшбандийского братства и строгое их соблюдение. Кроме того, в сборник включены стихи, которые он посвятил своему духовному наставнику в учении братства Мухаммаду Хусайн-халифá. Хикматы ‘А. считаются лучшими образцами суфийской поэзии XIX в., что и привело к включению их вместе с хикматами Ахмада Йасави в сборники-байазы. Об этом свидетельствуют и литографированные издания колониального Туркистана.
Учениками и последователями ‘А. считаются суфийские поэты из Куканда Хазини (1867–1923) и Кари.
‘А. умер в Куканде и был похоронен рядом с могилой деда, Низами Хуканди.
В советское время произведения ‘А. не публиковались из-за их религиозно-мистического содержания. Впервые они увидели свет в 1993 г. под названием Хикмат.
Лит-ра: Диван-и ‘Азими // ИВ АН РУз. 3, № 189. Рукоп.; Диван-и ‘Азими // ФФОЛМ. № 581. Рукоп.; Диван-и ‘Азими // Личная б-ка А.Мадаминова. Рукоп.; ‘Азимхожа эшон. Хикмат / Изд. С.Рафиддинов. Таш., 1993; П.Каюмов. Тазкира-йи Каюми. Т. 1 / Изд. А.Каюмова. Таш., 1998, 184–187.
А.Мадаминов, А.Турдиалиев