аз-З̣А̄ХИРӢЙА — захириты, последователи правовой школы (мазхаба) Да’уда б. ‘Али ал-Исфахани по прозвищу ал-Захири (ум. в 883 г.). Согласно Ибн ан-Надиму, Да’уд б. ‘Али был первым факихом, кто в правовой практике опирался исключительно на «внешнее» (аз-захир, отсюда его прозвище), «буквальное» понимание Корана и сунны, отрицая всякую возможность видеть в их текстах скрытый смысл (ал-батин) и толковать их аллегорически или рационально. В вопросах методологии права (усул ал-фикх) захиритские факихи были активными противниками использования логико-рационалистических приемов (ра’й, истихсан, истисхаб и др.). Позже, правда, они допустили применение в очень ограниченных пределах кийаса (суждения по аналогии) и иджма‘ (единодушного мнения).
Мазхаб аз-3ахирийа был широко распространен в X—XIII вв. в мусульманском мире. В Ираке захириты (их называли там даудитами по имени основателя мазхаба) организовали обучение своему толку и активно пропагандировали свое учение за пределами Ирака.
Последователи захиритского мазхаба имелись как на востоке Халифата (в частности, в Хорасане) так и на западе: в Андалусии жил знаменитый богослов-захирит Ибн Хазм (ум. в 1064 г.). В конце XII в. при Альмохадах мазхаб аз-3ахирийа был признан официальной правовой школой. Тем не менее после XV в. захириты постепенно исчезли.
В более широком смысле захиритами (чаще асхаб/ахл аз-захир) называют всех, кто следует «внешнему», «явному» смыслу Корана, не прибегая к аллегорическому толкованию его.
Лит-ра: Goldziher. Die Zahiriren: R. Strolhmann.. Ai-Zahiriya.— EI, 4, 1290—1292.
С.М.Прозоров