‘АК̣ӢДА (мн. ч. ‘ак̣а̄’ид) — убеждение, воззрение, «символ веры», кредо. Особый род мусульманской богословской литературы, появившийся в VIII веке, в период активного сложения догматико-правовой системы ислама. Непосредственным предшественником ‘акиды явились сочинения, написанные в жанре радд («опровержение»). Но если опровержения носили откровенно полемический характер, то ‘акиды представляли собой сжатое, четкое изложение позиции школы или отдельного автора в основных вопросах догматики и права. Это текст прокламативного характера. Постулируемые положения предваряются формулами «необходимо уверовать в…» (ал-иман би-), «мы убеждены, что…» (на‘такиду) и подобными им.
Текст одной из первых ‘акид восходит к группе сирийских богословов (Умаййа б. ‘Усман, Ахмад б. Халид б. Муслим, Мухаммад б. ‘Абдаллах), выступивших в начале VIII в. от имени «людей сунны и согласия» (ахл ас-сунна ва-л-джама‘а) с кратким изложением традиционалистской концепции веры. Особое развитие ‘акида получила в период сложения основных догматических школ ислама (IX—XI вв.). Именно в это время появились такие известные ‘акиды, как ал-Фикх ал-акбар и Китаб ал-васийа, приписываемые Абу Ханифе, ‘Акида ат-Тахави, ряд му‘тазилитских ‘акид, принадлежавших перу виднейших представителей этого течения. В середине IX в. с серией ‘акид выступили багдадские традиционалисты. Наиболее значительными из них являются шесть ‘акид Ахмада б. Ханбала. В X — начале XI в. создаются первые аш‘аритские ‘акиды, в частности ‘Акида ал-Аш‘ари, антитрадиционалистская — ал-‘Акида ан-Низамийа ал-Джувайни, маликитская — ар-Рисала Ибн Аби Зайда ал-Кайрувани.
В IX в. ‘акиды начинают претерпевать существенные изменения. В них вводятся системы доказательств основных положений, включаются особые «доксографические» части. В X в. эволюция ‘акид, обусловленная развитием мусульманской догматики и права, приводит к появлению сводов, включающих изложение и обоснование главных догматических представлений, правовых, ритуальных, этических норм и правил. Эти своды в мусульманской традиции часто также называются ‘акида или и‘тикад. Наиболее значительные работы такого рода принадлежат ал-Аш‘ари (X в.), Ибн Батте (X в.), ал-Газали (XI в.), аш-Шахрастани (XII в.), ‘Абд ал-Кадиру ал-Джилани (XII в.), Наджм ад-дину ан-Насафи (XIV в.), Ибн Таймии (XIV в.) и другим авторам.
Несмотря на появление развернутых сводов, простая и доступная краткая ‘акида сохранила свое значение в качестве одной из главных форм публичного «провозглашения» основ веры. В XI в. именно ‘акида избирается для объявления «правоверия» от имени верховной власти («Кадиритский символ веры»). Являясь своеобразным фондом догматов, идей, представлений, краткая ‘акида — необходимый элемент традиционного мусульманского образования.
Лит-ра: Wensinck. Creed; Laoust. Les premieres professions; он же. La profession; W. M. Watt. ‘Aqida.— El, NE, 1, 342—346.
Д.В.Ермаков