Ак ишан (туркм. «Белый ишан») — одно из наиболее известных и посещаемых святых мест Южного Туркменистана в 140 км к западу от Ашхабада. Расположено на границе песков к северу от магистральной железной дороги. Популярности этого святилища способствовало то, что в 1,5 км от него находится прославленный бальнеологический курорт Арчман, имевший в советский период статус общесоюзного. Многие из пациентов, приезжающих сюда со всего Туркменистана, стремятся совершить паломничество к популярному святому месту. Приезжают к нему со своими просьбами жители селений не только Бахарденского этрапа, на территории которого расположено это святилище, но и соседних Геоктепинского, Ашхабадского и Кизыларватского р-нов, а также из Ашхабада.
По наблюдениям 70–80-х гг. XX в., святое место А. и. представляло собой несколько могильных холмиков, окруженных глинобитной оградой. Один из них, по преданию, принадлежал Ак ишану. В изголовье был вкопан дикий камень без каких-либо надписей и знаков. Тут же воткнуто сухое деревце, к ветвям которого паломниками привязаны вотивные предметы — лоскутки, нитки, пряди верблюжьей шерсти, игрушечного размера детские колыбельки. Под деревцем лежало несколько камней причудливой формы (часть — окаменевшие моллюски-аммониты), привезённых с гор.
Ограду вокруг святилища с западной стороны замыкало довольно примитивное глинобитное строение, служившее мечетью. В нём лежало несколько кошм-намазлыков для паломников, желающих помолиться и попросить у святого избавления от болезней, ниспослания потомства или конкретно сына-наследника, помощи в иных житейских делах. Рядом с мечетью находился ещё небольшой однокомнатный домик для каких-то особых случаев. Метрах в 30 от святилища — довольно вместительное помещение с несколькими изолированными комнатами и полным набором хозяйственно-бытового инвентаря: металлических кувшинов, чайников, чашек, пиал, а также кошм, ватных одеял, подушек. В ложбинке между барханами имелись колодец с питьевой водой и загоны для скота, который паломники всё время привозили как жертву святому. О самом же Ак ишане, кроме активно распространяемых смотрителями-мюджевюрами легенд о святости и чудесах у его могилы, приезжающие, как правило, ничего не знали.
Каких-либо письменных сообщений о личности Ак ишана не обнаружено. Однако анализ полулегендарных сведений, собранных во время этнографических поездок в Бахарденский р-н, даёт основание характеризовать этого представителя туркменских суфиев следующим образом. Это был выходец из ахальских туркмен-текинцев, рода бокурдак, по имени Акмамед (Ак ишан / «Белый ишан» — своего рода табуация его имени), живший в последней трети XVIII — 1-й половине XIX в. в расположенных в подгорной зоне Ахала аулах Яраджи и Беурме. Правда, он дольше находился среди скотоводов на границе с песками, где, по преданию, его и похоронили (так было положено начало действующему до сих пор большому кладбищу).
Происходивший из зажиточной семьи, Акмамед с детства проявил способности к учёбе и позднее для получения высшего духовного образования отправился в традиционную для туркмен Хиву (Хваризм/Хорезм), где прошел курс суфийских наук, у Язгулы-пирa. Вернувшись оттуда ишаном, он ревностью в делах веры и религиозным благочестием завоевал большую популярность у окружающего населения, особенно скотоводов, которые стали называть его Ак ишаном, чем подчёркивалась чистота выбранного им пути. Так гласят обрывки преданий, которые в своё время вряд ли избежали соответствующей редакции со стороны суфиев. Эту же редакцию наверняка прошли и сложенные о нём стихи, отрывки которых ещё помнили некоторые из старожилов.
Несомненно, не только религиозная деятельность ишана снискала ему такую популярность. Следует вспомнить о традиции уважения, почитания, которыми в прошлом туркмены окружали столь редких тогда людей грамотных, образованных, называемых молла, даже если они и не были представителями духовной элиты. В то же время надо иметь в виду, что Ак ишан был крупным собственником, входившим в состав феодально-духовной верхушки Ахала. Об этом, в частности, говорит то, что он ставил свою личную печать рядом с печатью правителя Ахала под некоторыми внешнеполитическими документами. По крайней мере два заверенных таким образом послания из Ахала к хивинскому хану были обнаружены в начале 80-х гг. одним из сотрудников бывшего Института истории АН Туркменской ССР среди материалов архива хивинских ханов, хранящихся в Санкт-Петербурге.
В 90-е гг., после провозглашения независимости Туркменистана, по всей территории республики развернулось строительство и восстановление мечетей и усыпальниц мусульманских святых. Это коснулось и святилища А. и., где был выстроен кирпичный мавзолей.
С.М.Демидов.