АЛЛА̄Х (видимо, от ал-илах— «божество») — имя Бога. До ислама одно из высших божеств аравийского (в частности, мекканского) пантеона. Аллах в исламе — единый и единственный бог, творец мира и господин Судного дня, пославший к людям Мухаммада в качестве своего посланника. Кратчайший символ веры ислама гласит: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха!» По мусульманским представлениям, Коран — прямая речь Аллаха, непосредственно или через ангелов обращенная к Мухаммаду. Аллах мусульман в принципе идентичен богу иудеев и христиан.
Образ Аллаха— стержень всей коранической проповеди; в основных своих чертах он неизменен как в мекканский, так и в мединский периоды, хотя акценты на разные черты Аллаха в разные периоды различны. Единственность и внутреннее единство Аллаха — одна из главных тем Корана. Вера в Аллаха противопоставляется многобожному язычеству. Он один, единственный, у него не может быть никаких «сотоварищей». «Он — Аллах — един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один» (К. 112).
В Коране также постоянно говорится о совершенстве, могуществе и величии Аллаха. Ему подчинено и повинуется все в мире, ничто не может совершиться без его воли и его знания об этом. Он властвует надо всем и опекает свои творения. По отношению к людям он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны, осознавая могущество и величие Аллаха, полностью подчинять себя ему (ислам), быть покорными Аллаху, богобоязненными, благочестивыми, во всем верить Аллаху и на его волю и милость всегда полагаться.
Многократно в Коране рассказывается о конкретных проявлениях единственности и величия Аллаха. Он — единственный творец, создавший все, что существует в мире, в том числе человека и то, чем человек живет. Аллах творит вещи своим приказом. Он единственный подлинный царь (малик) и судья (хакам) для людей. Аллах воздает людям за их добрые и греховные поступки. Один из излюбленных сюжетов Корана — наказание, которое Аллах обрушивал на народы и селения, где не захотели слушать его посланников и вели себя неблагочестиво. Аллах время от времени избирает из людей своих пророков и посланников, призванных нести весть об Аллахе людям. Последним таким посланником провозглашен Мухаммад.
В угодное себе время Аллах уничтожит все существующее на земле, воскресит мертвых и соберет их к себе на суд, где каждому будет воздано за его деяния низвержением в ад — джаханнам или блаженством в раю — ал-джанна. Образ суда Аллаха и его наказаний неверных составляет значительную часть первых проповедей Мухаммада.
Аллах многократно проявлял и проявляет себя людям в своих творениях. Все существующее на свете — это чудо, сотворенное Аллахом, это — его знамения людям. Одним из дарованных людям чудес Аллах объявляет и Коран.
Ряд айатов Корана, противоречиво или слишком конкретно описывающих Аллаха, вызывал многочисленные споры среди мусульман, а также использовался немусульманами в антиисламской полемике. Однако, с точки зрения мусульманских богословов (и здесь они едины), эти айаты содержат лишь кажущиеся противоречия, которые на самом деле являются взаимодополняющими, хотя и контрастирующими друг с другом элементами, описывающими суть взаимоотношений Аллаха и человека и природу самого Аллаха.
В Коране многократно говорится о том, что все, что делает человек, сотворено Аллахом, что все в мире происходит лишь с ведома Аллаха, по его решению и приказу (см. ал-када’ ва-л-кадар). Одновременно всячески подчеркивается, что человек ответственен за свои поступки, прежде всего за поступки неправедные, что на суде Аллаха каждый получит воздаяние согласно своим поступкам. Контрастность этих суждений об отношениях бога и человека стала поводом для многих сомнений и споров. То же самое произошло с сохранившими элементы образного мифологического мышления аравийцев айатами, где об Аллахе говорится метафорически как о существе, имеющем части тела, как у человека (рука, лицо, глаза), и совершающем человеческие действия (сидит на троне, приходит и т.д.).
Учение об Аллахе стало основой мусульманской религии и богословия, а догмат о единственности и единстве Аллаха (ат-таухид) — главным догматом ислама, в соответствие с которым должна быть приведена вся жизнь мусульманина.
Различные аспекты природы Аллаха обсуждались и разъяснялись в хадисах, в тафсирах, в специальных богословских сочинениях (см. калам). Две главные проблемы, из обсуждавшихся — сущность природы Аллаха (вуджуд Аллах, ат-таухид) и природа его деяний (аф‘ал та‘ала, ал-‘адл). Большое внимание уделялось роли разума в познании божества, но главные дискуссии на протяжении VIII—XII вв. вызывала проблема качеств (атрибутов) Аллаха и их соотношения с его сущностью. Традиционалисты требовали принимать содержащиеся в Коране упоминания о качествах Аллаха без рассуждений — би-ла кайфа (см. ал-хашавийа, ат-ташбих). Другие течения VIII—IX вв. стремились очистить ислам от элементов, казавшихся им отклонениями от чистого единобожия, и отрицали существование у Аллаха качеств или толковали их символически (см. ал-джахмийа, ал-му‘тазила). С IX—X вв. распространились представления о реальном существовании у Аллаха свойств, неразрывно связанных и слитых с его божественной сущностью; иногда их понимали как «состояния» этой сущности, одновременно и существующие, и несуществующие (см. калам, хал, ал-Аш‘ари, ал-Матуриди). В связи с божественными качествами особое значение и распространение приобрели обозначавшие эти качества «имена» Аллаха (см. ал-асма’ ал-хусна) и списки качеств Аллаха, подразделявшие их на разные категории (см. ас-сифат). Предметом разногласий было реальное содержание таких качеств Аллаха, как «видимость» (лицезрение его людьми в День суда и праведниками в раю — см. ал-джанна) и «речь». С вопросом о сотворенности или несотворенности «речи Аллаха» связан один из важных богословских споров VIII—X вв.— о сотворенности или несотворенности Корана (см. ал-Кур’ан). Одной из форм дискуссии о качествах Аллаха было обсуждение возможных толкований (или отказа от толкования) «антропоморфических» выражений в Коране.
Проблема «деяний» Аллаха — это прежде всего решение вопроса о том, как сочетать принцип справедливого воздаяния Аллаха людям за их поступки с его всемогуществом и творением им всех человеческих поступков. Мусульманское богословие, по существу, зародилось в конце VII—VIII вв. с обсуждения этих вопросов (см. ал-кадарийа, ал-джабрийа, ал-мурджи’а). Традиционалисты отказывались от окончательного решения проблемы, исходя из текстов Корана и хадисов. Некоторые богословские школы допускали способность человека творить свои поступки (см. ал-му‘тазила). В X—XII вв. сложилось несколько концепций, примиряющих конечную зависимость всякого поступка человека от воли божества с конкретными действиями человека по осуществлению этого поступка через «выбор», «приобретение», «способность к его совершению» и т. д. (ихтийар, касб, истита‘а), т. е. через диалектическое понимание зависимой, или «вынужденной», свободы человеческих поступков (см. ал-када’ ва-л-кадар).
Многие аспекты проблемы связи между Аллахом и людьми нашли развитие в шиитских воззрениях на имамат (см. ал-имама, аш-ши‘а, ал-исма‘илийа). В суфизме проблема природы Аллаха стала рассматриваться как проблема пути познания божества, постижения его сущности не разумом, но интуицией через внутреннюю реализацию таухида в сердце человека посредством любви (махабба), упования во всем на Аллаха (таваккул) и аскетизма (зухд). Две главные суфийские концепции взаимоотношений человека и Аллаха предполагают нисхождение Аллаха в сердце мистика (вахдат аш-шухуд) и растворение человека в божественной сущности (вахдат ал-вуджуд) (см. также ат-тасаввуф).
Для мусульманских философов Аллах был предметом рассуждений иного плана, чем в богословии. Они уделяли главное внимание познанию божества с помощью разума, рациональным доказательствам необходимости его существования. Для них Аллах — высшее и необходимое совершенство, высший Разум и высшая Любовь. Аллах творит мир, воплощаясь в нем через иерархию эманаций (см. ал-фалсафа).
Лит-ра: ал-Газали. Ихйа’, 1, 38—116, 4, 2—166, 216—325; ал-Багдади. Усул ад-дин, 76—152; ан-Насафи. ‘Ака’ид, 28—33; ал-Джурджани. Шарх, 465—544; Wensinck. Handbook, 17—18; он же. Creed; он же. Les preuves de l’existence de Dieu dans la theologie musulmane. Amsterdam, 1936; A. Tritton. Muslim Theology. L., 1947; Gardet, Anawati. Introduction; Watt. Free Will; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 241—284; Watt. Belief; D. B. Macdonald. Allah.—El, 1, 316—327; L. Gardet. Allah.—El, NE, 1, 406—417.
М.Б.Пиотровский