ал-АЗА̄РИК̣А — азракиты, последователи Нафи‘а б. ал-Азрака (погиб в 685 г. в ал-Ахвазе), самая крайняя и непримиримая из хариджитских общин. Зарождение общины азракитов относится к 80-м годам VII в., когда Нафи‘ б. ал-Азрак возглавил, мощное восстание хариджитов, в Ираке, направленное как против омейядского халифа, так и против шиитов. К восставшим присоединились хариджиты Омана и Йемамы. Нафи‘ б. ал-Азрак был провозглашен эмиром верующих. С 20-тысячным войском он овладел ал-Ахвазом, Фарсом, Керманом. В ходе этого восстания халифские войска не раз терпели поражение от храбрых и самоотверженных воинов-азракитов. Освобождая рабов и выступая защитниками угнетенных, азракиты находили поддержку среди сельского населения, особенно персов. Вместе с тем фанатическая нетерпимость азракитов к мусульманам, не разделявшим их воззрения, их жестокость сужали социальную базу движения. К тому же в самом лагере азракитов вспыхнула вражда между арабами и персами. Войско азракитов, которым после гибели Нафи‘а командовал Катари б. ал-Фуджа’а, распалось на отряды, что значительно ослабило их военную мощь. Восстание, продолжавшееся более 15 лет, было подавлено. Последний отряд азракитов-арабов во главе с Катари был почти полностью истреблен в Табаристане в 699 г. Однако выступления азракитов продолжались и в VII — IX вв. В Иране центром азракитов с VIII в. был Систан, где не раз вспыхивали хариджитские восстания. В течение 14 лет (869—883) в Нижнем Ираке и Хузистане продолжалось грандиозное восстание черных рабов-зинджей, вождем которого был азракит ‘Али б. Мухаммад.
Как и все хариджиты, азракиты признавали имамат «достойнейшего» (афдал) и не допускали имамат «превзойденного» (мафдул). «Достойнейшим» же они считали такого претендента, который выступит с оружием в руках и призовет людей к борьбе с «неверующими». Исходя из этого, они объявили неверующими ‘Али, ‘Усмана и их приверженцев. Более того, они считали неверующими всех, кто не принял участия в хариджитских восстаниях и не переселился в их лагерь. Они безусловно отрицали принцип «благоразумного скрывания веры» (такийа). Территорию своих противников азракиты объявляли «землей неверия», ее население подлежало истреблению. Нафи‘ б. ал-Азрак требовал неукоснительно соблюдать принцип «религиозного убийства», применять его не только к своим врагам, но и к тем хариджитам, которые «отсиживаются дома» во время хариджитских восстаний. Вместе с тем азракиты не распространяли принцип убиения «вероотступников» на иудеев и христиан, считая, что они не изменили учению своих пророков — Моисея и Иисуса.
Учение азракитов отличалось крайней нетерпимостью, а их действия — жестокостью. Они испытывали переселившихся к ним тем, что предлагали убить раба, и того, кто отказывался, убивали сами как «лицемера» и «многобожника». Совершивших тяжкий грех они объявляли «неверующими», обреченными на вечные муки в аду. Такую же участь они определяли детям «неверующих» и «многобожников», что служило для азракитов моральным оправданием разрешения убивать женщин и детей своих противников. В конечном счете все это предопределило военное поражение азракитов и неприятие их религиозной доктрины.
ал-Аш‘ари. Макалат, 86—89; ал-Багдади. Ал-Фарк, 82— 87; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 111 —114; Э. Агаева. Секта азракитов. Автореф. канд. дис. Баку, 1971; R. Rubinacci. Azarika.—El, NE, 1,- 833—834.
Станислав Прозоров