ал-‘Аййаши, Мухаммад б. Мас‘уд Абу-н-Надр ал-‘Аййаши ас-Сулами ас-Самарканди (ум. ок. 932 г.) — теолог, факих, крупнейший представитель самаркандской школы ученых—шиитов. В молодости он был суннитом (‘аммий ал-мазхаб), слушал и собирал хадисы суннитских ученых, написал даже биографии первых халифов, в том числе Му‘авии, но затем «прозрел», как пишут шиитские авторы, и стал шиитом. И шиитские и суннитские источники отмечают обширные познания и разносторонность интересов ал-‘А., его большой авторитет, популярность в округах Хурасана/Хорасана его многочисленных сочинений. Получив в наследство от своего отца 300 тыс. динаров, он истратил их на учение и распространение знаний: его дом был открыт для шиитов и ученых, как мечеть, всегда полон людьми — учениками, переписчиками и комментаторами текстов и т.д. В своем доме он устраивал «собрания» (маджалис) и для шиитов, и для суннитов. В поисках знаний с целью сбора хадисов и сведений о шиитах ал-‘А. объездил ведущие центры шиитской учености, записывал рассказы шайхов-шиитов в Куфе, Багдаде, Куме. Именно поэтому источники информации ал-‘А. многочисленны и разнообразны по месту происхождения.
Основными учителями ал-‘А. были шиитские ученые-куфийцы — ‘Али б. ал-Хасан б. ‘Али б. Фаддал, автор многочисленных историко-биографических сочинений, трактатов по экзегетике, обладатель большой библиотеки шиитских сочинений, и ‘Абд Аллах б. Мухаммад ат-Тайалиси. Ссылаясь на них, ал-‘А. приводит многочисленные рассказы о ранних последователях Пророка, ранней истории шиитского движения, шиитской пропаганде, приверженцах шиитских имамов, «крайних» шиитах, о последователях учений других религиозно-политических объединений. В числе учителей ал-‘А. упоминается также большая группа ученых-шиитов, выходцев из восточных регионов Халифата — Хорасана и Мавараннахра. Среди них: ‘Али б. Мухаммад ал-Фирузани ал-Кумми, живший в Кеше (позднее Шахрисабз); Джабра’ил б. Ахмад ал-Фарйаби (ум. в конце IX в.), передавший ал-‘А. описание общин зиндиков и их преследований при халифе ал-Махди (775-785) со ссылкой на одно из ранних доксографических сочинений — «книгу» ал-Муфаддала б. ‘Умара ал-Джу‘фи; ал-Хусайн б. Ишкиб ал-Марвази (ум., вероятно, в 80-е гг. IX в.), живший в Самарканде и Кеше, автор ряда сочинений («Опровержение зайдитов», «Редкие хадисы» и др.), тексты которых передавал его земляк Мухаммад б. ал-Варис ас-Самарканди; Мухаммад б. Ахмад аш-Шазани ан-Найсабури (ум. в начале X в.), с которым ал-‘А. вел переписку; Наср б. ас-Саббах ал-Балхи (ум. в начале X в.), представитель «крайних» шиитов, автор ряда сочинений («Общины шиитов», «Сведения о передатчиках преданий»), известный письменной полемикой об имамате с Мухаммадом б. ‘Абд ар-Рахманом ар-Рази, — обмен посланиями между Балхом и Раййем/Реем продолжался до смерти последнего.
Ал-‘А. был чрезвычайно плодовитым автором: ему приписывают свыше 200 сочинений (возможно, часть из них — отдельные главы книг, имевшие самостоятельное хождение). Большая часть его сочинений была посвящена догматике и фикху. Одновременно он — биограф, комментатор Корана, мухаддис, астроном и медик. Его сочинения получили известность далеко за пределами Самарканда. ‘Али б. Мухаммад Абу-л-Хасан ал-Казвини, приехавший в 967 г. в Багдад и привезший с собой часть книг ал-‘А., был первым, кто доставил их в Багдад и стал передавать их. Земляк и ученик ал-‘А., Хайдар б. Мухаммад Абу Ахмад ас-Самарканди, читавший все его книги, в письме к последнему привел полный перечень сочинений своего учителя. Ибн ан-Надим (ум. в 380/990 г.) и ан-Наджаши (ум. в 1058 г.) приводят список сочинений ал-‘А. со ссылкой на Хайдара б. Мухаммада ас-Самарканди.
Кроме «Толкования» (к Корану — ат-тафсир), сочинения ал-‘А., вероятно, не сохранились. Однако есть основания предполагать, что их использовал Абу ‘Амр ал-Кашши (ум. в 980 г.), уроженец Кеша, в своем биографическом труде Китаб ахбар ар-риджал, содержащем историко-биографические сведения о шиитах. Около 270 раз ал-Кашши ссылается на ал-‘А., который явился, в сущности, основным его информатором. К сожалению, ал-Кашши не называет использованных сочинений ал-‘А. (что, впрочем, было распространенной практикой), а приводимый им со ссылкой на ал-‘А. материал настолько разнообразен, что его невозможно с достоверностью идентифицировать с содержанием конкретных сочинений ал-‘А.
Лит-ра: Ибн ан-Надим. Ал-Фихрист, 244-246; ан-Наджаши. Ар-Риджал, 270-273; ат-Тихрани. Табакат, 305-306; ОАЬ, 8Вд I, 704; 6А8, I, 42; Прозоров. Историография, № 64.
С.М.Прозоров