ал-Алкадари, Хасан-эфенди б. ‘Абд Аллах б. Курбанали (Курбан-‘Али) ал-Алкадари ад-Дагистани (1834–1910)— крупный дагестанский ученый-историк и правовед, поэт, просветитель. Родился в селении Балахуни (ныне Унцукульский район Республики Дагестан). Отец — хаджжи ‘Абд Аллах-эфенди (ум. в 1862 г.), ученик Мухаммада ал-Йараги (Магомед Ярагский), знаменитого наставника (устад) братства (тарика) накшбандийа-халидийа в Дагестане, идейного вдохновителя народно-освободительного движения горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х гг. XIX в. Мать — Хафса (Гафсат), дочь Мухаммада ал-Йараги. Нисба ал-Алкадари связана с селением Алкадар Кюринского ханства (ныне Сулейман-Стальский район), родиной отца ал-А. С 1834 по 1838 г. ал-А. находился в селении Согратль (ныне Гунибский район), на территории имамата Шамиля, где скрывались его родители и Мухаммад ал-Йараги от преследований царских властей. В связи со смертью ал-Йараги отец ал-А. вместе с семьей вернулся в селение Алкадар, где открыл мадрасу, которую он возглавлял в течение 25 лет. В ней преподавали Коран, тафсир, арабский язык, логику, мусульманское право, риторику, теорию диспута, метрику, математику. Ал-А. изучил все эти дисциплины; кроме того, он обучался персидскому языку у своего соученика ‘Абд Аллаха из Агдаша. В алкадарской Мадрасе ал-А. учился до 1848 г., затем отправился в селение Юхари-Ярак Кюринского ханства (ныне урочище Магарамкентского района), где в течение года учился у Исма‘ила-эфенди, сына Мухаммада ал-Йараги. В 1855 (или 1856) г. в селении Ахты Самурского округа (ныне центр Ахтынского района) ал-А. в течение 8 месяцев изучал философию, астрономию и медицину в Мадрасе Мирзаали (Мирза-‘Али). В декабре 1856 г. Йусуф-хан Кюринский пригласил ал-А. в свою резиденцию, селение Юхари-Ярак, где он в течение ряда лет заведовал канцелярией и учил детей хана. С 1861 (или 1862) по 1865 г. — делопроизводитель дивана в селении Касумкент Кюринского округа (ныне центр Сулейман-Стальского района). С 1866 г. в течение двенадцати лет ал-А. состоял в должности наместника (на’иб) Южного Табасарана с резиденцией в селении Нижний Ярак (ныне Ашата-Ярак Хивского бнйонн) в чине сначала подпрапорщика (1867), затем подпоручика (1870), поручика (1874). Осенью 1877 г. он был арестован за сочувствие участникам антиколониального восстания 1877 г. и за недонесение царским властям о готовящемся выступлении. После пребывания в дербентской тюрьме (7 с лишним месяцев) ал-А. был отпущен, вернулся в Алкадар, где продолжил преподавательскую деятельность. В марте 1879 г. он был вторично арестован и сослан в Тамбовскую губернию, в г. Спасск, куда прибыл в июле того же года. Примерно через год туда прибыли его жена и дети. В мае 1883 г. ал-А. был переведен по его просьбе в Астрахань, а в июне того же года по амнистии Александра III вернулся вместе с семьей в Алкадар, где жил почти безвыездно до конца своих дней.
В селении Алкадар ал-А. возобновил работу мадрасы, основанной его отцом, одновременно вел научную и литературную работу. Мадраса ал-А. — одна из первых в Дагестане школ светского типа, где начали преподавать математику, физику, астрономию, историю, географию. Школа пользовалась большой популярностью, в ней учились представители различных национальностей из Дагестана и Азербайджана.
Ал.-А. оставил богатое научное, поэтическое и эпистолярное наследие. Наиболее значительный исторический труд ал-А.— Асар-и Дагистан («Исторические сведения о Дагестане»). Он был завершен в 1890 г., набран в Петербурге в 1894 (или 1895) г., но опубликован лишь в 1903 г. с разрешения цензуры от августа 1902 г. Автор использовал письменные и печатные материалы на многих языках — арабском, персидском, азербайджанском, турецком, русском, историко-этнографические и языковые данные. Асар-и Дагистан — крупномасштабное произведение, посвященное истории Дагестана на протяжении полутора тысяч лет (от V в. до 70-х гг. XIX в.). Впервые история была представлена в общедагестанском масштабе как часть истории Кавказа в целом, во взаимодействии с историей России, стран Ближнего Востока, поставлен вопрос о многовековом культурном наследии дагестанских народов.
Книга Джираб ал-Мамнун (мамнун, араб., «благодарный», — литературный псевдоним ал-А.)— систематизация богатой и многолетней переписки ученого с представителями дагестанской мусульманской интеллигенции, ответы на многочисленные вопросы по актуальным проблемам дагестанской действительности — земельное, наследственное, семейное право, купля-продажа, вакф, обряды, шари‘ат и нормы обычного права, взаимоотношения различных религий, вопросы этики и морали и т.д. В целом это важный юридический и этико-догматический трактат.
Диван ал-Мамнун — поэтический сборник, в котором нашли отражение многие события политической жизни Дагестана в XIX в. и сохранились поэтические тексты, принадлежащие многим дагестанским авторам XIX в.
В Асар-и Дагистан ал-А. называет 13 своих сочинений, 4 из которых пока не удалось обнаружить, а остальные впоследствии полностью вошли в книгу Джираб ал-Мамнун. В их числе: Джахд ал-‘ариб фи джаваб ал-ариб — ответ на поступившие из сибирской ссылки 25 вопросов от Газанфара-эфенди по проблемам мусульманского права и этики; Талхис ал-матлуб фи мушкилат мулла Аййуб — ответы на вопросы по логике и логической классификации науки; ал-Кавл ал-джами‘ фи мушкилат Мухаммад-‘Али ал-Чухи — ответ на вопросы о формах земельной собственности, завещаниях, «практической» астрономии; Кашф ал-фаттах фи шарх ан-никах — о практике брака и развода, и т.д.
В книгах и многочисленных письмах и записях ал-А. нашли яркое отражение его общественно-политические, философские, этические воззрения. Исторический процесс он рассматривал как цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных событий, одним из первых оценил положительные последствия присоединения Дагестана к России, был знаком со многими достижениями науки, главным условием социального прогресса считал расцвет науки и просвещения. Ал-А. призывал к единству народов, к миру, согласию, веротерпимости, равенству, высоко ценил этические и моральные качества дагестанцев, осуждал насилие, социальную несправедливость, отжившие нормы феодального строя, религиозную нетерпимость. Большую роль в формировании взглядов ал-А. играло его сотрудничество с первой азербайджанской демократической газетой Экинчи («Пахарь»), с ее редактором — выдающимся демократом-просветителем Гасан-беком Зардаби, а позже — знакомство с достижениями науки и образования в России.
Рукописное наследие ал-А. огромно, оно сосредоточено в ИИАЭ ДНЦ РАН (автографы — Асар-и Дагистан, Джираб ал-Мамнун, дневник 1906 г., полтора десятка писем, 50 писем-распоряжений в бытность его на’ибом Южного Табасарана; многие тексты в копиях), в Институте рукописей и Институте литературы Академии наук Республики Азербайджан (автографы и копии), в Закатальском краеведческом музее (Диван ал-Мамнун в копии 1879 г., выполненной в ссылке его учеником — Батрук-Мухаммадом из Катеха, и «Макамы» ал-Харири, также переписанные в 1879 г. тем же учеником, с многочисленными записями ал-А. на полях рукописи, сделанными при преподавании этой книги); во многих частных коллекциях (автограф-дневник, точнее, семейная хроника, которую ал-А. вел в 1856-1909 гг., копия с автографа— перечня книг, составлявших личную коллекцию ал-А., большое число автографов и копий материалов, связанных с научной, педагогической, административной работой, значительная частная переписка. В 1999 г. обнаружен автограф Диван ал-Мамнун).
Творческое наследие ал-А. плохо изучено. На русский язык переведено только одно его крупное сочинение — Асар-и Дагистан. Рукописное наследие еще не систематизировано и полностью не выявлено.
Сочинения: Китаб асари Дагистан та’лиф ал-‘алламат Мирза Хасан-афанди б. ал-Хаджж-‘Абд Аллах-афанди ал-Алкадари ад-Дагистани. Петербург, 1312 [1894/95]; ал-‘Урда ал-махдийа ли-р-равда ан-надийа ли-л-фадилайн ад-Дагистанийайн. Сахиб ал-асл… ‘Абд ал-Латиф-афанди ал-Хузи… ва-л-мухаммас… Мирза Хасан-афанди ал-Алкадари. Петровск [б./г., дозволено цензурой в 1905 г.]; Джираб ал-Мамнун та’лиф… Хасан-афанди ад-Дагистани ал-Алкадари. Туби‘а би-л-матба‘а ал-исламийа. Темир-Хан-Шура, 1912; Диван ал-Мамнун. Ат-Табака ал-ула. Темир-Хан-Шура, 1913.
Лит-ра: Алкадари. Асари Дагестан; А.Б.Баймурзаев. Из истории общественной мысли Дагестана второй половины XIX в. Махачкала, 1965, 58-118; Антология дагестанской поэзии. Махачкала, 1968, 287-288; М.А. Абдуллаев. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. Махачкала, 1968, 215-259; М.Я.Ярсхшедов. Из истории азербайджанско-дагестанской литературы. Баку, 1985, 191-210 (на азерб. яз.); Т.Нуралиева. Гасан Алкадари и его коллекция // Сокровищница рукописей. Баку, 1987, т. 8 (на азерб. яз.); Историко-литературное наследие Гасана Алкадари. Сборник научных трудов. Махачкала, 1988.
А.Р.Шихсаидов