Ал-Амин («Верный»; собственное имя – Абу ‘Абдаллах [или Абу Муса] Мухаммад б. Харун ал-‘Аббаси ал-Хашими; IV.787 – 24/25.IX.813, Багдад) – 6-й халиф (халифа) из династии ‘Аббасидов (ал-‘Аббасийун, 809 – 813). Отец – халиф Абу Джа‘фар Харун ар-Рашид. Мать – Зубайда б. Джа‘фар, внучка ал-Мансура.
В 791/2 г. отец привел высокопоставленных военных и гражданских сановников Халифата (ал-Хилафа) к присяге (бай‘а) первому из своих малолетних престолонаследников, Абу ‘Абдаллаху Мухаммаду – сыну от двоюродной сестры и жены Зубайды, который получил почетное прозвание / тронное имя (лакаб) ал-Амин. В 799 г. он повторил церемонию бай‘а в Ракке для второго престолонаследника, Абу-л-‘Аббаса ‘Абдаллаха – сына от наложницы Мараджил, с прозванием-лакабом ал-Ма’мун. В 802 г. Абу Джа‘фар Харун б. Мухаммад ар-Рашид, во избежание смуты после своей смерти, заблаговременно определил порядок престолонаследия в последовательности: 1) Абу ‘Абдаллах Мухаммад б. Харун ал-Амин (под опекой вазира ал-Фадла б. ар-Раби‘); 2) Абу-л-‘Аббас ‘Абдаллах б. Харун ал-Ма’мун (под опекой зороастрийца ал-Фадла б. Сахла); 3) ал-Касим б. Харун ал-Му’тамин би-Ллах. Каждому из них еще при жизни отца вверялось управление третью державы: Мухаммаду ал-Амину – центр, с Месопотамской низменностью и резиденцией в Городе мира (Мадинат ас-Салам, позднее Багдад); ‘Абдаллаху ал-Ма’муну – восток, с Иранским плато и резиденцией в Мерве (Марв); ал-Касиму ал-Му’тамин би-Ллаху – запад, с Восточным Средиземноморьем, включая пограничные с Византийской империей наместничества ал-‘Авасим («Оборонительные») и ас-Сугур («Передовые»), и резиденциями в Верхнем Двуречье (Джазира).
В двух соответствующих грамотах (т.н. Мекканские письма), вывешенных на стене Каабы (Ка‘ба), где соблюдать их поклялись во время хаджжа в Мекку (Макка) все наследники, их встречные гарантии, выраженные в юридических и религиозных формулах, отражали стремление Абу Джа‘фара Харуна б. Мухаммада сохранить хрупкое равновесие между сыновьями, с их глубоко различными характерами и интересами. В первом из «Мекканских писем» Абу ‘Абдаллах Мухаммад б. Харун признавал право своего брата на прямое наследование себе, на правление восточной половиной дар ал-ислама «от Хамадана до Инда» и на командование халифской стражей и объявлял, что оспаривание этого обязательства лишит его самого права на престол. Во втором «Мекканском письме» Абу-л-‘Аббас ‘Абдаллах б. Харун соглашался осуществлять эти права и, в свою очередь, провозглашал свою преданность и повиновение брату как халифу вне зависимости от исполнения взятых им на себя обязательств.
Управляя Нижним Двуречьем (Ирак), Восточным Средиземноморьем (Билад аш-Ша’м) и Аравийским п-овом (Джазират ал-‘Араб), Абу ‘Абдаллах б. Харун ал-Амин проявил свою неспособность к осуществлению власти и зависимость в принятии решений от быстро менявшегося окружения. Деля время между гаремом и увеселениями – конными играми, рыбной ловлей, вином и музыкой, к благоустройству Города мира (Мадинат ас-Салам) он проявлял открытое пренебрежение. Привлеченные расточительной щедростью халифа, его окружали придворные любители роскоши и изящного слова, среди которых особое место занимали поэты, прежде всего, прославленный лирик-гедонист Абу Нувас.
Между тем, Абу-л-‘Аббас б. Харун ал-Ма’мун, обосновавшийся в Мерве вместе с Ибн Сахлом – бывшим протеже Бармакидов (ал-Барамика), пересмотрел жесткую фискальную политику ‘Али б. ‘Исы б. Махана, правившего Хорасаном до 802 г., снизил поземельную подать (харадж) и произвел внеочередные выплаты размещенным в наместничестве войскам из арабов и иранцев-«инородцев» (‘аджам). Он налаживал взаимоотношения с местными землевладельцами (дихкан), родовитыми владетелями (афшин) и тюркскими предводителями порубежных областей – йабгу огузов и ханами карлуков. Хотя ал-Фадл обратился в ислам только в 806 г., Абу-л-‘Аббас б. Харун, поддерживавший мусульманских богословов (‘улама’) и законоведов (факих), председательствовал на суде мазалим в соборной мечети (джами‘) Мерва, выслушивая жалобы горожан. Все это снискало ему доверие в глазах полиэтнического населения Хорасана, на которое он смог опереться при дальнейших действиях в отношении верховной власти.
Весной 809 г. оба старших сына вместе с опекунами-вазирами находились при отце в Тусе. Сразу после его смерти намеченный им карательный поход против восстания Рафи‘ б. ал-Лайса был отменен. Абу ‘Абдаллах Мухаммад ал-Амин срочно выехал в Город мира, чтобы взойти на престол, а Абу-л-‘Аббас ‘Абдаллах ал-Ма’мун отступил в Мервский оазис, где присягнул на верность новому «повелителю верующих».
Чтобы укрепить позиции своего воспитанника, ал-Фадл б. ар-Раби‘ приказал переправить обратно в столицу казну (байт ал-мал), вывезенную покойным халифом в Хорасан, и передать в распоряжение Мухаммада все стоявшие здесь войска, включая те, которым следовало, согласно «Мекканским письмам», остаться у ‘Абдаллаха. Летом ал-Амин переместил младшего брата – ал-Касима б. Харуна – из Джазиры в менее значимый сирийский военный округ (джунд) Киннасрин, а зимой 810 г., по сути, устранил его из престолонаследования, распорядившись упоминать в проповеди (хутба) после пятничной молитвы (джум‘а) вслед за ал-Ма’муном собственного малолетнего сына Мусу с почетным прозванием-лакабом ан-Натик би-л-Хакк («Глаголющий Истину»). Последовала оживленная переписка между Мадинат ас-Салам и Мервом, которую с обеих сторон от имени братьев-соправителей вели два ал-Фадла – Ибн ар-Раби‘ и Ибн Сахл, но она не столько предотвратила, сколько усугубила разрыв между сторонами, в чем вазир Ибн ар-Раби‘ сыграл не последнюю роль.
Весной 810 г. ал-Амин приглаcил брата к себе обсудить возможность передачи под его власть нескольких округов и согласия на изменение порядка наследования престола. Ал-Ма’мун по совету Ибн Сахла отговорился своей занятостью хорасанскими делами. Тогда молодой халиф, уничтожив «Письма», объявил наследные права своих братьев недействительными, а первым и вторым преемниками назначил своих сыновей Мусу ан-Натик би-Ллаха и ‘Абдаллаха. В ответ ал-Ма’мун прекратил проставлять имя ал-Амина в официальных документах и упоминать его в хутбе и на мусульманском чекане (сикка) Хорасана, а сам принял прозвание-лакаб Имам ал-Худа («Предводитель праведности»), которое отсылало к стилю и символике лакабов первых вождей «‘аббасидской революции». В конце 810 г. сообщение между месопотамским и хорасанским дворами, в сущности, пресеклось.
В марте 811 г. ал-Амин по совету Ибн ар-Раби‘ послал против брата громадное войско под командованием ‘Али б. ‘Исы, который заверил его в скорой и легкой победе. Зубайда ходатайствовала за ал-Ма’муна, прося сохранить ему жизнь. Назначение командующего, возможно, делалось под влиянием тайных агентов Ибн Сахла: ненависть хорасанцев к своему бывшему наместнику (вали) могла только подтолкнуть их к тем более ожесточенному отпору.
В мае ал-Ма’мун открыто объявил себя халифом и вместе с Ибн Сахлом и военачальником Тахиром б. ал-Хусайном встал во главе сравнительно небольшого ополчения хорасанских арабов и знатных ‘аджам из Среднеазиатского Междуречья (Ма вара’ ан-нахр – Мавераннахр) и Хорезма, которое в мае встретилось с почти десятикратно превосходившим его противником под стенами Рея (Райй). Решительная атака Ибн ал-Хусайна привела к сокрушительному поражению и гибели ‘Али, а его казна досталась победителям. Когда известие о разгроме разошлось, из Мерва к ал-Ма’муну двинулись подкрепления под началом опытного полководца Харсамы б. А‘йана, а ал-Амин выслал к Хамадану многочисленное воинское соединение под командой ‘Абд ар-Рахмана б. Джабалы ал-Абнави.
В 812 г. ал-Ма’мун доверил Ибн Сахлу ведомства военного и гражданского управления, с прозванием «Дважды Начальствующий» (Зу-р-Ри’асатайн). Его отряды теперь действовали по всему западу Иранского нагорья, где Зу-л-Йаминайн Тахир б. ал-Хусайн разбил и убил ‘Абд ар-Рахмана, добился сдачи Хамадана и занял все твердыни Джибала (древняя Мидия). В этих условиях основным ресурсом пополнения вооруженных сил для ал-Амина стали бедуины Сиро-Палестинского региона (Билад аш-Ша’м).
Третья рать, набранная ал-Амином, под началом Ахмада б. Мазйада и ‘Абдаллаха б. Хумайда, выдвинулась к Ханекину на оборону проходов в горных хребтах Загроса, но когда лазутчики Зу-л-Йаминайна Тахира посеяли в ее среде рознь и массовое недовольство, отошла к Багдаду, не выполнив своих задач, что позволило Тахиру без сопротивления овладеть стратегически важным Хулваном, где с ним соединились части, приведенные Ибн А‘йаном. Последнему он передал командование, а сам отошел к Ахвазу, откуда, покорив Малое Двуречье (Хузестан), через Васит вышел к ал-Мада’ину (древний Ктесифон).
Власть ал-Амина отныне отказались признавать даже в Месопотамии и на востоке Аравийского п-ова. В долине Нила преданные ему арабские племена конфедерации бану кайс (мудариты) ожесточенно противоборствовали со своими извечными соперниками из конфедерации бану калб (йемениты). Ему оставалось только тщетно взывать о помощи к сиро-палестинским арабам, среди которых также стремительно распространялись беспорядки и волнения.
В марте ал-Хусайн, сын ‘Али б. ‘Исы, составил в Багдаде заговор в пользу ал-Ма’муна, участникам которого удалось даже захватить ал-Амина и Зубайду и непродолжительное время удерживать их под стражей, пока «повелителя верующих» не освободили его сторонники. Теперь в признании ему как «низложенному» (махлу‘) отказал и запад Аравии со священными городами ислама. Тем временем Зу-л-Йаминайн и Харсама достигли предместий столицы, которую они с двух сторон обложили в апреле, а лучшие полководцы халифа и даже сам Ибн ар-Раби‘ переметнулись на их сторону.
Всеми покинутому халифу до конца хранил верность только ближний круг товарищей по былым кутежам и стихотворцев, а его опорой оставались обнищавшие городские низы – «голяки» (‘урат), которые проявляли наибольшее ожесточение в уличных боях с осаждающими. Только в конце сентября 813 г. Тахир вступил в восточную часть Багдада и начал штурмовать один квартал за другим. Имея с ним личную вражду, ал-Амин в отчаянии завязал переговоры о сдаче с Харсамой, которому больше доверял ввиду его старинной службы своим предшественникам – ал-Хади и ар-Рашиду. Тот взялся ночью лично переправить халифа из его дворца через реку, при условии, что регалии халифского достоинства будут отосланы к Тахиру. Однако лодку люди Тахира перехватили его по пути, и Харсаме с ал-Амином пришлось спасаться вплавь. На берегу «повелитель верующих» был схвачен и убит, а его голова отослана Зу-р-Ри’асатайну ал-Фадлу б. Сахлу и доставлена им ал-Ма’муну, который выразил скорбь о гибели брата: было ли убийство согласовано с ним или нет, остается спорным.
На следующий день Тахир от имени нового «повелителя верующих» объявил столичным жителям всеобщее прощение. Так впервые в истории ‘Аббасидов свершилось насильственное свержение главы государства. Хотя Абу Нувас впоследствии оплакал убитого покровителя в скорбных касыдах (мараси), сам ал-Амин не отличался дарованиями даже в изящной словесности, в отличие от тех знатоков и ценителей поэзии (прежде всего, вакхической – «винной» лирики) из числа халифов Умаййадов (ал-Амавийун), с которыми его часто ставит в один ряд историография, – Йазида I и ал-Валида II.
Лит.: Gabrieli F. Documenti relativi al-Califfato di al-Amin in at-Tabarī // Rendiconti della Reale Accademia dei Lincei, ser. 6, III (1927). P. 191 – 220; Gabrieli F. La Successione di Hārūn ar-Raşīd e la guerra fra al-Amīn e al-Ma’mūn (Studio storico in un period del Califfato ‘Abbāside) // Rivista dei Studii Orientali, XI (1928). P. 341 – 397; Samadi S.B. The Struggle between the two brothers al-Amīn and al-Mamūn // Islamic Culture, XXXII (1958). P. 99 – 120.
Т.К. Кораев