ал-АФГ̣А̄НӢ, Мух̣аммад б. С̣афдар Джама̄л ад-дӣн (1839—1897) — религиозно-политический деятель. Родился в Восточном Афганистане в семье кунарских саййидов. Традиционное мусульманское образование получил в Кабуле, светское — в Индии. До 1869 г. был на службе у афганских эмиров, участвовал в их междоусобной борьбе за власть. Эмигрировал, остаток жизни провел за границей (Индия, Египет, Иран, Россия, Франция, Англия, Турция). Умер в Турции. В 1944 г. останки ал-Афгани были перевезены в Кабул, на месте погребения сооружен мавзолей.
Деятельность ал-Афгани приходится на последнюю треть XIX в., канун «пробуждения» народов Востока; он активно включается в антиимпериалистическую борьбу. Возможность противостоять экспансии Англии и других колониальных держав ал-Афгани видел в политическом и идеологическом объединении мусульманских государств под знаменем ислама. Но ислам, считал он, может выполнить свою историческую роль, лишь приспособившись к современным условиям жизни общества. Это означало необходимость развития светского образования, науки и национальной промышленности. В зависимости от состава аудитории ал-Афгани то подчеркивал пользу светских наук, сравнивая труд ученого с деятельностью Пророка (Константинополь, 1870 г.), то обрушивался на материализм и защищал богословие (Хайдарабад в Индии, начало 1880-х годов), то выдвигал тезис о совместимости ислама с наукой (Париж, 1883 г.). Этические нормы доктрины ал-Афгани были подчинены конечной политической задаче, поэтому его статьи и выступления, относящиеся к разным периодам его жизни, иногда противоречили друг другу.
С 1871 по 1879 г. ал-Афгани активно участвовал в общественной и политической жизни Египта: сплотил вокруг себя группу патриотической молодежи; занимался просветительской деятельностью; был в числе организаторов периодической печати в Египте и ее постоянным корреспондентом, критиковал политику европейских государств на Ближнем Востоке, возбуждал сопротивление патриотических сил Египта финансовой зависимости страны от иностранных монополий. В 1878 г. ал-Афгани стал основателем «Национальной ложи», в которой кроме политических вопросов обсуждались планы буржуазных реформ, выдвигались требования конституционного правления. Источники того периода свидетельствуют о приверженности ал-Афгани тактике индивидуального террора в отношении «плохих» правителей. В 1879 г. в Александрии он создал «Общество младоегиптян». Был выслан властями из Египта за активную политическую деятельность. В 1884 г. в Париже ал-Афгани вместе с Мухаммадом ‘Абдо издавал еженедельник «ал-Урва ал-вуска», в котором развивал идею панисламизма. Пропаганда панисламизма связывалась с антиимпериалистической борьбой мусульманских народов. Согласно его доктрине, в объединении мусульман существенную роль должен был сыграть «праведный» правитель, поэтому в разное время ал-Афгани апеллировал к египетскому хедиву, к суданскому махди, к иранскому шаху, к турецкому султану. Вопрос о конечном характере власти будущего политического объединения оставался открытым, т. к. ал-Афгани склонялся к ограничению абсолютной власти монарха парламентом. Последний пункт встречал резкое противодействие восточных правителей, которые пытались либо избавиться — от ал-Афгани, либо ограничить его влияние на мусульман.
Выступая против иноземного засилья, пропагандируя необходимость приспособления ислама к действительности и проведения реформ, ал-Афгани выражал интересы национальной буржуазии Востока. В своей реформаторской деятельности он опирался на «просвещенные классы» (интеллигенцию, чиновничество, религиозные авторитеты). Его идеи нашли отражение в лозунгах самых различных оппозиционных и революционных движений и партий мусульманского мира в конце XIX — начале XX в., в частности в лозунгах иранской революции 1905—1911 г. Интерес к деятельности ал-Афгани вновь возрос после второй мировой войны в связи с крушением колониальной системы империализма на Востоке и усилением роли ислама в политических событиях. Модифицированные идеи панисламизма взяты на вооружение реакционными религиозными политическими организациями «Братья-мусульмане», «Мусульманское сообщество» и др.
Ал-Афгани писал по-персидски, по-арабски и по-французски. Его основные сочинения: краткий очерк истории Афганистана Татиммат ал-Байан; «Опровержение материалистов»; «Ответ ал-Афгани Ренану»; «О пользе обучения и образования»; «Экзегеза экзегета».
Лит-ра: О. В. Богушевич. Мухаммад Джемаль ад-Дин аль-Афгани как политический деятель.— КСИНА. 1961, 47, 11—20; Е. G. Browne. The Persian Revolution of 1905—1909. Cambridge, 1919; 1. Goldziher—(J. Jomier). Djamal al-Din al-Afghani.— EI, NE, 2, 416—419.
А.И.Колесников