ал-А̄Х̱ИРА (ж. р. от а̄х̱ир— «конец», «последний») — «будущая жизнь», потусторонний мир, потусторонняя жизнь, которую ислам провозглашает единственно вечной и важной для человека. Полное название —дар ал-ахира («конечный мир», «последний мир»), противопоставленное дар ад-дунйа («ближний мир», «земной мир») и хайат ад-дунйа («ближняя жизнь», «земная жизнь»). Синонимом ал-Ахира является термин ал-ма‘ад. Концепция противопоставления мирской и потусторонней жизни, жизни после воскресения мертвых, была одной из основных и хронологически ранних идей коранической проповеди. Мухаммад прежде всего пытался убедить своих соотечественников, что существует иной мир кроме их реального бытия и что там, в вечном мире, придется давать ответ за содеянное в жизни ближней.
В мусульманском богословии разработка концепции ал-Ахира велась в двух направлениях. Одно — в плане противопоставления ал-Ахира, называемой еще дар ал-бака’ («мир вечный»), и земной жизни, называемой еще дар ал-фана’ («мир тленный»). Особое развитие эти тенденции получили у аскетов и мистиков, они были излюбленными мотивами у многих поэтов. Другое направление — детализация представлений об ал-Ахира, об ал-джанне и джаханнаме, о воскресении мертвых, о процедуре Суда и т. д. Эти детали стали важными элементами мусульманской догматики. Видимо, в VIII—IX вв. была разработана концепция барзаха — промежуточного состояния между смертью и Судом, считающаяся как бы первой ступенью ал-Ахира. См. ал-ма‘ад, ал-джанна, джаханнам.
Лит-ра: ал-Газали. Ихйа’, 4, 408—491; Eklund. Resurrection; Т. О. Shaugnessy. Muhammad’s Thoughts on Death. Leyde, 1969; Bravmann. Background, 32, 36, 38; A. S. Tritton. Akhira.— El, NE, 1, 335.
М.Б.Пиотровский