ал-АШ‘АРӢ, Абӯ-л-Х̣асан ‘Алӣ б. Исма̄‘ӣл (873 — 935)—теолог, эпоним аш‘аритской школы калама. Родился в Басре, учился у своего отчима Абу ‘Али ал-Джубба’и, главы му‘тазилитов Басры; в 912—913 гг. отошел от му‘тазилизма и переехал в Багдад, где и умер. Из творческого наследия ал-Аш‘ари (около 100 сочинений) сохранилось только два аутентичных произведения — Макалат ал-исламийин и ал-Лума‘, которые, однако, не дают полного представления о его мировоззрении: первый труд носит преимущественно доксографический характер, а во втором, небольшом по объему, рассматриваются вопросы, касающиеся внешних сторон калама (захир ал-калам), и ничего не сообщается об онтологических и натурфилософских взглядах автора, указания на которые содержатся в названиях других его работ. Ал-Аш‘ари приписывается традиционалистско-ханбалитское по содержанию сочинение ал-Ибана ‘ан усул ад-дийана, которое часто воспринималось как выражение его мировоззренческого кредо, однако отсутствие упоминания этого сочинения в списке трудов ал-Аш‘ари, приводимом его последователем Ибн ‘Асакиром (ум. в 1176 г.), а также указание последнего на то, что «для аш‘аритов ал-Ибана служила щитом от ханбалитов» (Ибн ‘Асакир. Табйин кизб ал-муфтари фи ма нусиба ила-л-имам ал-Аш‘ари. Дамаск, 1928, 388), дают основание полагать, что ханбалитские по духу элементы в приписываемых ал-Аш‘ари воззрениях обусловлены стремлением аш‘аритов легализовать калам и уберечь его от нападок традиционалистов, прежде всего ханбалитов. Ал-Аш‘ари приписывается также сочинение Истихсан ал-хауд фи ‘илм ал-калам, содержащее апологию калама, обоснование правомерности заниматься этой наукой.
В отличие от му‘тазилитов ал-Аш‘ари признавал существование у бога реальных и вечных атрибутов и несотворенность Корана в отношении его «смысла». Аллах, учил он, является творцом всех действий людей, которые лишь «приобретают» (касб) их посредством своей воли и стремления. Ал-Аш‘ари говорил о возможности «лицезрения» бога праведниками в потустороннем мире, но не в буквальном смысле этого слова, как на этом настаивали хашвиты.
Лит-ра: X. Гураба. Ал-Аш‘ари. Каир, 1953; R. J. McCarthy. The Theology of al-Ash‘ari. Beirut, 1953; Schacht. New Sources; G. Makdisi. Ash‘ari and the Ash‘arites in Islamic Religious History.— StI. 1962, 17, 37—80′, 1963, 18, 19—39; H. Brentjes. Die Imamatslehren in Islam nach der Darstellung des Asch‘ari. B., 1964; Allard. Le probléme; D. Gimaret. Un document majeur pour l‘histoire du Kalam: Le «Muğarrad maqalat al-Aš‘ari» d‘Ibn Furak.— Arb. 1985, 32, 2, 185—218; Abu Bakr b. Furak. Mugarrad maqalat al-Aš‘ari. Beyrouth, 1987.
Т.К.Ибрагим, А.В.Сагадеев