ал-БА̄БӢЙА (ал-ба̄бӣйӯн) — бабиты (бабиды), последователи религиозно-политического учения Баба, ставшего идеологией демократического народного движения в Иране (1848—1852), направленного против шахской и религиозной власти и против засилья иностранных держав. Учение ал-Бабийа возникло в шейхитской среде (см. аш-шайхийа), постепенно приобрело черты религиозного реформаторства и на заключительной стадий оформилось в идеологию восставших народных масс. В философском отношении учение ал-Бабийа основывалось на шиитской идее пришествия Махди, некоторые положения были заимствованы у исма‘илитов, нусайритов, друзов. Основатель учения Баб включил в него спиритические и каббалистические элементы, внес значительные изменения в религиозный ритуал.
Бабиты утверждали, что общество развивается циклично, путем смены эпох, для каждой из которых Бог через пророка данной эпохи устанавливает свои законы и порядки. Это происходит в результате последовательной замены божественных откровений, ни одно из которых не может действовать вечно, а представляет собой лишь относительную истину, познанную на данном этапе развития общества. Тем самым бабиты пытались ниспровергнуть исламский догматизм и требовали внесения изменений в Коран и шари‘ат. Они заявили, что настало время нового пророка, который в священной книге изложит новые законы, призванные облегчить участь народа, установить на земле полную справедливость. Миссию пророка взял на себя Баб. Он объявил законы шари‘ата недействительными, провозгласил равенство всех людей в будущем царстве ал-Бабийа, которое будет создано сначала в Иране, а затем во всем мире. Б. требовали защиты личности, отмены налогов с малоимущих и ликвидации частной собственности крупных землевладельцев, равного распределения всего имущества и т. д. Бабиты выдвинули также конкретные требования, отражавшие главным образом интересы торговцев. Интересы же трудящихся не получили четкого отражения в их программе. Баб рассчитывал пропагандой своих взглядов заинтересовать представителей светской и религиозной власти, но правящие круги, встревоженные антифеодальной направленностью бабитских идей, ответили репрессиями, арестами руководителей общины.
Учение Баба не содержало положений о вооруженной борьбе и стало идеологией движения лишь в силу общности некоторых лозунгов и целей бабитского учения и начавшегося народного движения, а также благодаря тому, что видные бабитские деятели мулла Мухаммад-‘Али Барфуруши, знаменитая проповедница Куррат ал-‘Айн и их сподвижники развили демократическую сторону взглядов Баба. Десятки тысяч сельских жителей, ремесленников и мелких торговцев встали под религиозные знамена Б. В течение 1848— 1850 гг. вооруженные восстания распространились на северные районы страны. Захватывая власть в населенных пунктах, восставшие стремились претворить в жизнь бабитские идеи создания справедливого общества. К лету 1850 г. основные очаги восстаний были жестоко подавлены, после чего Б., подобно исма‘илитам, перешли к политике индивидуального террора.
Бабитскому движению были присущи черты, свойственные крестьянским восстаниям эпохи феодализма, религиозная идеология, отсутствие четкой организаций и единого руководства, территориальная разобщенность. Вместо с тем оно имело прогрессивное значение, т. к. было направлено против закабаления Ирана иностранным капиталом, подрывало феодальные устои и способствовало установлению буржуазных отношений.
Лит-ра: Иванов. Бабидские восстания; он же. Очерк, 158 и сл., Массэ. Ислам, 195—197; История Ирана. М., 1977, 243; Кузнецова, Иран, 199—231; Е. Browne. The Babis of Persia. — JRAS. 1889, 21, 485—526; A. Bausani. Babis. — El, NE, 1, 846—847; он же. Bab. —Там же, 833—835.
В.В.Кушев