ал-БАДА̄’ («появление», «возникновение») — термин шиитской догматики, обозначающий изменение божественного мнения, решения, вызванное появлением новых обстоятельств. Разработку идеи о возможности изменения божественного решения связывают с именем духовного вождя кайсанитов ал-Мухтара б. Аби ‘Убайда, который, претендуя на знание грядущих обстоятельств, ссылался на изменение божественного решения в тех случаях, когда его предсказания не сбывались. Согласно аш-Шахрастани, ал-Мухтар различал три вида ал-Бада’ : 1) изменение в знаниях Аллаха, когда Ему становится очевидным противоположное тому, что Он знал; 2) изменение в Его желаниях, когда Ему представляется правильным противоположное тому, что Он пожелал и решил; 3) изменение в Его повелениях, когда Он повелевает противоположное тому, что пожелал прежде. Доктрина ал-Бада’ не получила четкого оформления в шиитском исламе. «Крайние» шииты, в первую очередь кайсаниты, проповедовали изменение божественной воли. Джа‘фару ас-Садику приписывали высказывание об изменении божественного решения относительно завещания имамата. Имамитский богослов Хишам б. ал-Хакам (ум. в 814 г.) допускал изменение божественного знания, утверждая, что оно не существует, пока не существует объект. Современные имамитские богословы, отвергая в принципе, изменение божественного знания, допускают изменение божественного решения. Противопоставляя доктрину ал-Бада’ учению суннитов об «отмене» (ан-насх) некоторых божественных предписаний, шииты обосновывали ее ссылками на Коран (13:39 и др.) и хадисы. Представление о возможности изменения божественного мнения содержится и в учении му‘тазилитов о «наилучшем», «оптимальном» решении Аллаха (ал-аслах). Доктрина ал-Бада’ была объектом критики со стороны не только суннитов, но и зайдитов, в частности бутритов. Доктрина ал-Бада’ позволяла шиитским имамам, претендовавшим на пророческие знания, на способность предсказывать будущее, снять с себя ответственность за несбывшиеся предсказания и в любой момент изменить свое мнение или решение, сославшись на изменение божественного мнения.
Лит-ра: ан-Наубахти. Шиитские секты, 159; ал-Багдади. Ал-Фарк, 50—52; ал-Муфид. Ава’ил, 53—54; он же. Шарх, 24—26; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 132—133; I. Goldziher— [А. S. Tritton]. Bada’.— EI, NE, 1, 873.
С.М.Прозоров