ал-Баруди (Галеев, Галиев), ‘Алим-джан б. Мухаммад-джан, известный в русскоязычной литературе как Галимджан Баруди (1857–1921) — видный татарский общественный и религиозный деятель-новатор, педагог-просветитель. Родился в деревне Малые Ковали (Кече Ковал) в семье мелкого торговца. В 1860 г. отец перевез жену и сына к себе в Пороховую слободу г. Казани («порох» по-арабски баруд, отсюда и прозвище-псевдоним ал-Б.), а спустя год — в сам город. С 5-летнего возраста ал-Б. начал учиться у опытного и знающего свое дело помощника учителя (хальфа, от араб. халифа) Нургали ал-Баруди в мадрасе известного своей образованностью дамуллы мударриса Салах ад-дина ал-Казани (1831-32–1875) при второй городской соборной мечети рядом с Сенным базаром. Отличался сообразительностью и старательностью, чем сразу привлек внимание учителей. Рано пристрастился к чтению, интересовался литературой, историей, географией. Удостоился чести пользоваться богатой библиотекой самого мударриса, где его внимание привлекли прежде всего сочинения по истории, географии, математике, а также по хадисам и суфизму (тасаввуф). Самостоятельные занятия существенно расширили кругозор любознательного и способного шакирда, способствовали выработке у него критического мышления. Он активно и успешно участвовал в диспутах (муназара) между учащимися окрестных мадрас, прежде всего из деревни Кышкар, по сложным религиозно-нравственным вопросам. С 1871 г. одновременно с учебой он исполнял обязанности помощника учителя в младших отделениях мадрасы.
Торговые дела отца шли в гору, что позволило ал-Б. после успешного прохождения традиционного курса местной мадрасы продолжить свое образование в Бухаре, куда он прибыл с младшим братом Газизджаном (‘Азиз-джан) зимой 1875 г. Знаменитые бухарские мадрасы дали способному татарскому юноше много нового. Поселившись в здании мадрасы Мир-и ‘Араб, он занимался у лучших туркистанских мударрисов и ученых. Среди них — дамулла Хасан Салават-хан (брат его первого наставника Салах ад-дина), дамулла ра’ис Габделшакур (‘Абд аш-Шакур) ал-Кази, ахун Ихтийар-хян ал-Аглам, дамулла Миршариф ал-Хайсуб, хаджжи Саки Биканди (Каракули) и др. На их уроках пополнились его познания в мусульманской догматике, философии и юриспруденции, в экзегетике, хадисах, арабской литературе, математике, суфизме. Кроме лекционных занятий он посещал общественные и частные книгохранилища, активно изучал чрезвычайно богатый местный книжный рынок и целеустремленно пополнял свою личную библиотеку (при отъезде на родину ал-Б. увез с собой около 40 пудов книг и рукописей, оцениваемых в 5–6 тыс. руб.).
Во время 7-летнего пребывания в Туркистане мировоззрение ал-Б. намного расширилось, его представления об исламе и морали (ахлак) окончательно определились, а его критическое мнение о порядках организации религиозной жизни мусульман, особенно в сфере школьного обучения и воспитания, еще более укрепилось. Ислам и мусульманская мораль представлялись ему основой материального и духовного благополучия людей, а суфизм — самым верным способом следования по пути пророка Мухаммада. Он был убежден, что любой религиозный вопрос должен быть понят в своей основе путем соответствующих доказательств из первоисточников — Корана и хадисов. Богословские науки, и прежде всего главные из них — экзегетика (‘илм ат-тафсир), «наука о хадисах» и основы мусульманского права (усул ал-фикх), — должны изучаться осмысленно и критически. Только те знания полезны, утверждал он, которые близки к жизни, потребностям людей и общества; мечетские же школы недопустимо отстали в своем развитии, их необходимо преобразовать с целью воспитания активных и сознательных личностей.
С такими, во многом новаторскими убеждениями в июне 1882 г. по настоянию родителей, которые опасались за его здоровье, ал-Б. вернулся в Поволжье. Вскоре он был избран имамом 5-й соборной мечети г. Казани и активно включился в общественную жизнь. В короткое время дамулла хаджжи ал-Б. (в 1887 г. он совершил хаджж, посетив по пути в Макку/Мекку столицы Египта и Османской империи) стал одним из признанных идеологов и неустанных практиков обновленческого движения российских мусульман (джадидизма). Написал несколько школьных учебников по вероучению и арифметике, а также популярный новометодный букварь Савадхан («Начальная грамота»), который в 1891–1915 гг. переиздавался 12 раз.
Основным полем деятельности ал-Б. в первое время была возглавляемая им мадраса Мухаммадийа (названа в честь его отца Мухаммад-джана, на средства которого и было построено первое одноэтажное каменное здание этой школы). С 1891 г. он начал ее постепенно и последовательно реформировать. В результате к началу XX в. Мухаммадийа стала 12-летним (с 1913 г. — 14-летним), организованным по-европейски, благоустроенным (в 1901 г. для мадрасы было построено новое трехэтажное каменное здание с центральным отоплением стоимостью 60 тыс. руб.; кроме того, имелись отдельные помещения ученической столовой, учебных мастерских и т.д.) учебным заведением высшего типа, в котором отдельные предметы преподавались на университетском уровне. В ней «царил дух возрождающегося ислама» (Дж.Валидов), мусульманская религия изучалась не по старинке, на основе «дряхлой схоластики», а на базе первоисточников — Корана и хадисов и «данных живых наук современности». Мадраса ал-Б. стала признанным центром новометодной образованности, куда стекалась жаждущая знаний молодежь со всей России: из Башкирии, Туркистана, Казахских степей, Сибири, с Кавказа. Свыше тысячи людей гордо причисляли себя к шакирдам Мухаммадии.
С началом первой русской революции сфера деятельности ал-Б. расширилась. В 1906 г. он участвовал в работе второго (январь, С.-Петербург) и третьего (август, Н. Новгород) Всероссийских мусульманских съездов, входил в ЦК партии Иттифак ал-муслимин («Согласие мусульман»). В том же году начал редактировать и издавать общественно-литературный журнал ад-Дин ва-л-адаб («Религия и воспитание»), который с перерывом в 1909–1912 гг. выходил до 1917 г. В мае 1907 г. организовал при своей мадрасе краткосрочные педагогические курсы для переподготовки учителей окрестных мечетских школ. В годы общественного подъема не прерывалась и творческая деятельность ал-Б. Он продолжал издавать научно-популярные книги из серии Ма‘ариф исламийа («Исламское просвещение»), в которых весьма компетентно и хорошим литературным языком разъяснял основы исламской религии, комментировал хадисы и законы шари‘ата.
После поражения революции ал-Б. подвергся преследованиям. В мае 1908 г. по обвинению в организации несанкционированных учительских курсов и «панисламизме» он был арестован и сослан в Вологодскую губернию. Однако через 4 месяца добился разрешения выехать за рубеж и прибыл (через Вену, Будапешт и Стамбул) в Хиджаз, затем — в Сирию, где и отбыл 2-летний срок ссылки. В марте 1910 г. вернулся в Казань, но только через 2 года был восстановлен на прежней должности. В годы политической реакции и мировой войны продолжал педагогическую и творческую деятельность. Новым его увлечением стало распространение учения (шарика) суфийского братства накшбандийа. Шайх ал-Б. активно занимался духовным воспитанием своих довольно многочисленных приверженцев (муридов), сердечно наставлял их на путь Истины.
В общественно-политическую жизнь страны ал-Б. вернулся после свержения самодержавия. На первом Всероссийском мусульманском съезде (май 1917 г., Москва) был избран духовной главой— муфтием мусульман Внутренней России вместо отстраненного от должности председателя Оренбургского магометанского духовного собрания Сафы Баязитова. Октябрьскую революцию воспринял критически. С начала 1918 г. возглавлял Национальное управление мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири (Милли идарэ), после ликвидации которого (весна 1918 г.) сохранил пост муфтия и продолжал отстаивать интересы мусульманского населения страны. В июле 1920 г., в тревоге за судьбу своей уникальной библиотеки, передал ее в дар Татарской Республике. Коллекция ал-Б. стала основой всемирно известного восточного фонда Научной библиотеки Казанского университета.
Умер ал-Б. в Москве, куда прибыл, несмотря на болезнь, по делам помощи голодающим. Похоронен в Казани на татарском кладбище.
Сочинения: Основы ислама. Казань, 1906.
Лит-ра: Й.Акчура. Дамелла Галимжан ал- Баруди: Тэржемэи хэле. Казан, 1907 (2-нче басмасы — Казан, 1997); Валидов. Очерк, 55–58; A.Battal-Taymas. Galimjan Barudi. Istanbul, 1958; М.Галиев. «Мэхэммэдия» мэдрэсэсеннэн — мэгариф элкэсенэ // Казан утлары. 1983, №11, 126–138; Н.Давлет. Г.Баруди — просветитель и реформатор // Татарстан. 1991, №7, 121–126; Р.Утэбай-Кэрими. Галимжан Баруди // Ислам: белешмэ-сузлек. Казан, 1993, 10–11; М.Н.Фархшатов. Галимджан Баруди // БКЭ, 116.
М.Н.Фархшатов