ал-Басира (араб.; перс. басират) — один из ключевых терминов мусульманской теологии, философии и мистицизма, означающий внутреннее духовное видение. В этом значении термин дважды упомянут в Коране (12:108; 75:14). Ожесточенные споры вокруг понятия «внутреннее духовное видение» начались между представителями различных школ и направлений ислама уже со второго века хиджры и были связаны с вопросом возможности видения неантропоморфизируемого (в отличие от христианства, где данная проблема не стояла так остро) Бога в этом или потустороннем мире. Противниками видения Бога где бы то ни было и в какой бы то ни было форме выступали джахмиты и му‘тазилиты, обвиняя своих оппонентов в очеловечивании Аллаха и придании ему любых форм и атрибутов, благодаря которым он может быть видимым. Среди сторонников видения Аллаха вставали многочисленные вопросы, касавшиеся способа видения (обычное — глазами или духовное — сердцем), формопроявления Аллаха (человек или божественный свет), места и времени видения (во сне, в бодрствующем состоянии, после смерти в раю) и т. п. Для обозначения понятия «видения» на протяжении нескольких столетий теологических споров использовались разные термины, в которые разными школами в различное время вкладывалось значение то физического (глазами), то духовного (сердцем) видения, то видения только в потустороннем мире, то процесса созерцания видением или же — совокупность всех значений. Из них наиболее часто употреблялись: ру’йа, мушахада, ибсар, лика’, назар, му‘айана.
Термин ал-Б. наряду с другими также входил в число употреблявшихся в средние века для передачи понятия «видение», однако, по-видимому, к концу XI — началу XII в. и далее благодаря теоретикам и практикам суфизма за термином ал-Б. прочно закрепляется значение внутреннего духовного видения (перс. басират-и батин). Процесс же созерцания внутренним видением стал обозначаться термином мушахада. Согласно Абу Хамиду ал-Газали, выразившему ставшую общепринятой в суфизме точку зрения, ал-Б. — это качество и способность духовного сердца, очищенного от мирских страстей и отполированного до зеркального состояния, в котором существует некое окошечко связи (рузан-и дил) с духовным миром. Ал-Б. может проявляться в нескольких случаях: у каждого человека во сне, когда сердце волей-неволей очищается от мирского и чувственного; после физической смерти, когда человек уходит из чувственного мира; в любое время у пророков и «святых» благодаря их изначальной богоизбранности; у мистиков во время совершения определенных духовно-религиозных упражнений. Во всех указанных случаях процесс созерцания внутренним видением осуществляется благодаря установлению духовной связи (перс. мунасабат) между зеркально чистым сердцем и духовным миром (перс. ‘алам-и малакут) вкупе с небесной скрижалью (перс. лаух-и махфуз). Последняя понимается как зеркало, вобравшее в себя и запомнившее всю информацию относительно прошлого, настоящего и будущего. Именно поэтому спящий, имея во сне духовную связь со скрижалью, может увидеть отраженными в своем сердце события будущего, а пророки благодаря постоянной связи — предсказывать и пророчествовать.
В суфизме на пути божественного привлечения (ал-джазба) духовная связь, реализуемая либо непосредственно, либо через посредника-шлиха, обладающего духовным сердцем-зеркалом, непременно открывает способность к ал-Б. и приводит к духовному захвату божественным (ат-тасарруф), заканчиваясь неким экстатическим состоянием (хал). На пути обучения (ас-сулук) разнообразными упражнениями и приемами добиваются тех же результатов.
Лит-ра: ал-Газали. Кимийа, 5, 11, 419–420; Хисматулин. Практика, 36–73; Хисматулин, Крюкова. Похоронный обряд, 160–161; Н.Пурджавади. Ру’йат-и мах дар асман. Тихран, 1996, 21–63.
А.А.Хисматулин