ал-Исхакийа — исхакиты, одна из ветвей кайсанитов, признавших имамат сына ‘Али от ханафитки Мухаммада б. ал-Ханафии. После смерти последнего (ум. в Медине в 701 г.) часть кайсанитов стала проповедовать идею «возвращения» в качестве мессии (ал-махди) самого Мухаммада б. ал-Ханафии, другие ожидали прихода мессии из его потомства. Эти же взгляды проповедовали и ал-И. Эпонимом ал-И. стал некий Исхак по прозвищу «тюрк» (Исхак ат-Турк). По одной из версий, он принадлежал к роду Алидов. Спасаясь от преследований со стороны сначала омейядских, затем аббасидских властей, Исхак укрылся в Мавараннахре, в «стране тюрок» (Билад ат-турк — отсюда его прозвище), где выдавал себя за сторонника Абу Муслима. По этой версии, ал-И. вели имамат от Мухаммада б. ал-Ханафии к его сыну Абу Хашиму, от него — к племяннику последнего ал-Хасану б. ‘Али б. Мухаммаду, а от него— к его сыну ‘Али б. ал-Хасану, который не оставил потомства. После этого ал-И. стали ожидать прихода ал-махди из потомства Мухаммада б. ал-Ханафии, утверждая, что они знают его имя и местонахождение, что он явится из «страны тюрок» и растолкует Коран «по-тюркски». Из этого явствует, что кайсанитские идеи ал-И. были ориентированы на тюркоязычную среду в Мавараннахре. По другой версии, Исхак — неграмотный человек из Мавараннахра, один из ближайших соратников Абу Муслима. После убийства последнего (755 г.) он бежал в Мавараннахр, в «страну тюрок», и стал агитировать людей в пользу Абу Муслима, к которому якобы перешел имамат от потомства Мухаммада б. ал-Ханафии. В отношении Абу Муслима он проповедовал те же идеи, которые кайсаниты проповедовали в отношении Мухаммада б. ал-Ханафии и его потомства. Исхак утверждал, что Абу Муслим жив, содержится в заточении в горах Раййа/Рея и что он явится в определенное время в качестве ал-махди. Исходя из этой версии, следует идентифицировать ал-И. с абумуслимитами — сторонниками Абу Муслима, опиравшимися на маздакитско-хуррамитские и кайсанитские идеи, главными из которых были вера в «возвращение» своих избранников и переселение душ (ат-танасух). На этой почве развивалась идея божественного воплощения, которую проповедовал, в частности, другой соратник Абу Муслима — ал-Муканна‘. Очевидно, в этой среде могло найти отклик представление о посланнической миссии Абу Муслима. По некоторым сведениям, именно это проповедовал Исхак ат-Турк, утверждая, что Абу Муслим жив, что он — пророк, посланный Заратуштрой (Зороастром), чтобы утвердить его религию. По мнению одного из ранних арабских историков, хорошо осведомленного в мавараннахрских делах, это была одна из тайных целей абумуслимитов. Таким образом, с именем Исхака ат-Турка оказались связаны различные религиозно-политические партии и движения в Мавараннахре — кайсаниты-исхакиты, хуррамиты-абумуслимиты и даже зайдиты-халафиты (некоторые считали Исхака потомком зайдитского имама Йахйи б. Зайда, убитого в 743 г. в Джузджане), разделявшие взгляды на имамат некоторых му‘тазилитов. В позднемавараннахрской традиции Исхак ат-Турк под именем Исхак Баб фигурирует не только как потомок Мухаммада б. ал-Ханафии, но и как распространитель ислама в Мавараннахре и духовный прародитель известного тюркско-суфийского братства ал-йасавийа.
Лит-ра: Ибн ан-Надим. Ал-Фихрист, 408; Walker. Heresiography, 174.
С.М.Прозоров