ал-ИХ̣СА̄Н («истовость», «совестливость», «чистосердечие») — в Коране ал-И. — это искренность при исполнении религиозных обязанностей, противопоставляемая ханжескому благочестию, лицемерию (рийа’). В одном из хадисов со слов ‘Умара б. ал-Хаттаба разъясняется: «Ихсан — это когда ты поклоняешься господу твоему, как будто видишь его. А если и не видишь его, то как будто он видит тебя». Ал-Газали употреблял термин ал-И. в паре со словом ‘адл —«справедливость», так что это сочетание приобретает значение «справедливость и совесть». Как догматическое понятие ал-И. вместе с понятиями ислам и иман составляет общее понятие дин — «религия», где под ал-И. подразумевается полное принятие всех догматов веры без сомнения и перетолкования, т. е. беззаветная преданность всем ее предписаниям. От понятия ал-И. происходит одно из названий верующего — мухсин. В обычном употреблении термин ал-И. является синонимом слова ихлас—душевная чистота, искренность в мыслях и поступках. Почтительное и предупредительное отношение наставляемого к своему наставнику и безоговорочное следование его наставлениям также называется ал-И.
В суфизме ал-И.— высшая ступень веры, ниже которой иман, затем ислам, что соответствовало понятиями шари‘а—тарика—хакика. Ал-И., как правило, отождествлялся с тасаввуф.
Лит-ра: ал-Газали. Ихйа’, 2, 65; Wensinck. Handbook, 107; L. Gardet. Din.—EI, NE, 1, 294.
А.С.Боголюбов