ал-ИШРА̄К̣ («восточное озарение») — мистико-философская доктрина, разработанная Йахйей ас-Сухраварди (ум. в 1191 г.). По мнению А. Корбена, понятие ал-И. означало: а) явление божественного Абсолюта в виде пречистого света, дарующее очищенной от мирских привязанностей душе мистика (ишраки) откровение (кашф); б) процесс порождения бытия посредством серии озарений (ишракат), являющихся в мир,— подобно восходу утренней зари.
Широко используя символику света и тьмы, а также образы, почерпнутые из священных книг зороастризма ас-Сухраварди дал, в сущности, оригинальную, мифологизированную трактовку неоплатоновской эманационной доктрины. Источником и энергией всякого существования, согласно учению об ал-И., является «верховный свет» (нур ал-анвар; перс.— хорра), «озаряющий» бытием свое первое творение—«архангела» света Бахмана. От него начинается нисхождение, градация и дифференциация светового импульса в «сумерках» (зулма) материального бытия, которое ас-Сухраварди образно называл «западом» (ал-гарб). Свет низшего порядка, будучи отблеском более высокого света, всегда «подчинен» (макхур) ему и уступает ему в интенсивности. В этом случае ас-Сухраварди говорил о «вертикальной иерархии» (табакат ат-тул), которую составляют «архангелы» света (анвар кахира) либо «света-прародительницы» (уммахат), содержащие в себе самые общие понятия будущего бытия. Наряду с «вертикальной иерархией» существует «горизонтальная» (табакат ал-‘ард). В ней анвар кахира располагаются независимо друг от друга (мутакафи’а), не будучи связанными причинно-следственными отношениями. В этом качестве они называются «повелителями видов» (арбаб ал-анва‘). Это — прообразы будущих сущностей материального и духовного миров, но уже более конкретные, чем «прародительницы». По своим качествам и функциям они сродни платоновским «идеям». В учении об ал-И. они играют также роль проводников световой эманации, которая, соприкасаясь с материей, реализуется в конкретных сущностях. Реализация прообразов в чувственном мире происходит при посредничестве «управляющих светов» (анвар мудаббира) или «светов-душ» (нуфус), которые представляют собой световых ангелов низшего порядка. Ас-Сухраварди часто называл их светом- «предводителем» (испахбад), отдавая дань зороастрийским представлениям о борьбе сил Света и Тьмы. Свет-«предводитель» есть совокупность световых ангелов-«душ», определяющих бытие конкретных предметов, движение сфер и т. д. «от имени» повелителя вида, чьим «изображением» (санам) является та или иная материальная сущность либо сфера.
Граница между миром Света и миром Тьмы проходит не по сфере Луны (как у Ибн Сины и других авторов, придерживавшихся гелиоцентрической системы Птолемея), а по сфере неподвижных звезд. Здесь свет встречается с материальной «преградой» (ал-барзах), а затем поглощается ею.
Картина мира, описанная в учении об ал-И., служила обоснованием возможности сверхчувственного и сверхразумного познания в момент мистического озарения. Душа мистика, очистившегося от «скверны» материального бытия путем аскетической практики и медитации, «озаряется» божественным светом, он познает тайны «сокровенных миров» (см. малакут и ал-гайб) и, воспаряя к своему истоку, сливается с ним.
Лит-ра: ас-Сухраварди. Маджму‘а; Corbin. En Islam. 2; Anawaliti, Gardet. Mystique. 54—57; H. Corbin. The man of light of light in Iranian sufism. L., 1978; R. Arnaldez. Ishrak. — EI, NÉ, 4, 119—120; он же. Ishrakiyyun.—Там же, 120—121.
А.Д.Кныш