ал-К̣АД̣А̄’ ва-л-К̣АДАР («предустановление и предопределение») — выражение, которым в мусульманской, особенно суннитской, литературе обозначалась божественная детерминированность происходящих в мире явлений, включая человеческие действия. В этом, общем смысле слова ал-када’ и ал-кадар не различались. Но в спекулятивных системах они обозначали различные уровни божественной детерминации: под ал-када’ понимались вневременная и внепространственная предустановленность порядка вещей, его «предсу-ществование» в божественном «знании», в божественной «извечной воле» (у мутакаллимов), в «перворазуме» (у фаласифа); ал-кадар же обозначал развертывание ал-када’ в пространстве и во времени, его обнаружение в эмпирическом мире дифференцированным божественным «волением» (у аш‘аритов), «мировой душой» (у фаласифа). У Ибн ‘Араби эти два термина как обозначения для различных уровней божественной детерминации меняются местами.
Лит-ра: см. лит-ру к ст. ал-джабрийа.
Тауфик Камель Ибрагим, А.В.Сагадеев