ал-К̣А̄ДИРӢЙА — суфийское братство, основание которого связывают с именем знаменитого ханбалитского проповедника ‘Абд ал-Кадира ал-Джилани, или Гилани (1077—1166). Организационно оформилось к концу XIII в.
Ал-К. входит в число 12 материнских суфийских братств, возводит свою силсила в зависимости от ветви либо к ‘Али б. Аби Талибу, либо к Абу Бакру. Суннитское по своим взглядам, оно следует положениям «школы трезвости» ал-Джунайда ал-Багдади (ум. в 910. г.). Ал-К.— самое распространенное братство в мусульманском мире. ‘Абд ал-Кадир не был суфием, но его исключительная популярность заступника и чудотворца была использована для внедрения в массы идей и опыта мистического пути познания. Свод правил и доктрин, представленный в литературе ал-К. и освященный авторитетом ‘Абд ал-Кадира, оформил характерную для мистицизма практику: муршид (шайх, пир, халифа, мукаддам) посвящал своих учеников (мурид, ашик, талиб) в братство от имени патрона, а ученик давал при этом обет-клятву полного подчинения руководителю и, следовательно, патрону.
Исторически в ал-К. четко просматриваются по крайней мере два самостоятельно развивавшихся течения. 1. Его адепты не только видели в ‘Абд ал-Кадире несравненного святого, но и обожествляли его (иногда открыто), считая, что он всегда был после бога абсолютным господином творения либо что он был таковым лишь во время своей жизни. К этому течению относятся многочисленные группы и ветви ал-К. в Судане, Западной и Северной Африке (здесь их собирательно называют джилала или джилана). Взгляды джилала находились в прямом противоречии с доктринами ислама и всегда подвергались резким нападкам богословов.
2. Направление, к которому чаще всего прилагают название ал-К., отличается спецификой ритуала (особенно отправлением обоих зикров). Вместе с тем оно далеко не однородно по своему составу и включает отдельные ветви, весьма отличающиеся по своим мировоззренческим представлениям. Так, свод правил групп ал-К. в Западной Африке в целом совпадал со взглядами ветви ал-К., основанной Мухаммад-Гавсом в Индии в конце XV в. (отказ от всего мирского ради божества, набожность, безграничное милосердие к ближним, смирение, кротость духа, полное подчинение шайху), но резко отличался от практики групп, действовавших в Курдистане, близких к «крайним» шиитам, и основанных в Индии в XVI в. Шах Мухаммад-Гавсом, который ввел в их практику элементы системы йоги и индуизма.
В XIII в. деятельность ал-К. была ограничена рамками семейной святыни в Багдаде (мадраса и рибат, построенные в 1134 г., и мечеть, возведенная позднее над могилой ‘Абд ал-Кадира). Затем ал-К. начинает распространяться по всему мусульманскому миру. К 1300 г. были основаны обители (завийа, рибат) ал-К. в Ираке и Сирии, в XIV- в. — в Йемене, в XV в.— в Ливане, Палестине, Египте и Хиджазе, в XVI в.— в Тунисе, Алжире, Марокко. В том же веке члены ал-К. проникают в Судан, Сенегал, Гвинею, Нигер, Мавританию. Основание турецкой ветви ал-К. связывают с именем Исма‘ила Руми (ум. в 1631 или 1643 г.). В Турции эта ветвь была весьма популярна (в конце XIX в. в Стамбуле действовали 33 обители-текке). В XVI в. ал-К. обосновалось в Афганистане и Индии (Синд и Декан), из Йемена оно проникло в Индонезию (XVIII — в.) и на п-ов Малакка (XX в.). В Иране ал-К. не имело сколько-нибудь глубоких корней, но в Курдистане три ветви ал-К. активно действуют до наших дней. В ряде стран ал-К. приобрело значительное политическое влияние: в XIX в. в Судане братство выступило с оружием в руках против колонизаторов, а в Алжире шайх ‘Абд ал-Кадир возглавил в том же веке борьбу против французов. В наши дни ал-К. в Западной Африке является серьезной политической и религиозной силой и объединяет наиболее консервативные элементы общества. В Алжире группы ал-К. функционировали до 50-х, а в Палестине — до 70-х годов XX в.
Организационной ячейкой ал-К. является автономная, самоуправляемая обитель (ханаках, рибат, завийа). В структуре нет системы соподчинения обителей, руководство традиционно наследственно: руководитель (шайх, халифа, мукаддам, шариф) назначает преемником своего сына. Мемориальный комплекс при могиле ‘Абд ал-Кадира в Багдаде считается центральной обителью и резиденцией наследственного главы братства. Это признается только иракскими и. пакистанскими группами, которые финансируют деятельность центра. Исторически считалось, что каждый новый глава обители обязан получить санкцию на вступление в должность от главы ал-К. К этому редко обращались, т. к. обители ал-К. в Египте, Йемене, Северной и Западной Африке, Судане и Турции находились под контролем специального лица, назначенного властями, которому они подчинялись и получив санкцию которого они вступали в должность.
Ал-К. знаменито ритуалом отправления коллективных радений (сама‘, хадра), индивидуального тихого зикра и громкого общего. Радение, называемое лайлийа, шло под сопровождение малых барабанов, тамбурина и флейты (Турция, Курдистан). В общем ритуал лайлийа был одним, но в зависимости от региона отличался порядком отправления молитв, формулой зикра и движениями участников. Громкий зикр (зикр-и джали) состоит из трех частей: чтение касиды ал-Барзанджи в прославление Пророка, рецитация обязательных молитв ал-К. и хоровое прославление (мада’их) патрона братства, завершающееся наставлениями членам обители. Индивидуальный, или тихий, зикр (зикр-и хафи): скрестив ноги так, чтобы большие пальцы упирались в подколенья (мурабба‘), выпрямив туловище, закрыв глаза и сложив пальцы на коленях в форме слова «Аллах», суфий мысленно читает суры Фатиха и Ихлас и произносит формулу зикра, состоящую из семи слов — эпитетов бога, установленное для данного зикра число раз. При этом он строго соблюдает заданный ритм дыхания и порядок резкого движения головой (вправо-влево-вперед-назад) с мысленным произнесением соответствующих слогов и слов.
Члены братства носят на голове маленькие войлочные шапочки —‘аракийа с эмблемой ал-К, — зеленая роза с тремя рядами лепестков (5—6—7, соответственно означающих: пять столпов ислама, шесть основ веры и семь слов в формуле зикра ал-К.); предпочитают зеленый цвет, но носят одежды также других цветов — черного или белого (в Египте XIX в. ‘аракийа-тадж была белого цвета), имеют четки из 99 зерен с двумя разделителями, опоясываются широким, плотной вязки шерстяным с кожаными украшениями поясом (камар), в руках держат посох. Члены группы ал-К. в Курдистане отпускают длинные волосы, но бреют бороду и усы. Сторонники практики каландаров в ал-К. носят на плечах железные цепи, на руках и ногах — такие же браслеты, на шее — кольца; они активно собирают милостыню, хотя нищенство в братстве строго запрещено.
Практически все группы и ветви ал-К. допускают на свои радения женщин и иноверцев. Главным праздником ал-К. являются торжества в честь ‘Абд ал-Кадира, ежегодно устраиваемые 11 раби‘-II. В этот день совершаются паломничества к могилам «святых старцев» ал-К., на радениях читаются тайные молитвы братства (хизб, вирд) и отправляется коллективный зикр в сопровождении музыкальных инструментов.
Лит-ра: аш-Ша‘рани. Табакат, 1, 108—113; Дара Шекух. Сафинат, 29а—716; Djami. Nafahat, 586—590; Brown. Darvishes, 101 —116, 474—477; Trimingham. Orders, Index; Hodgson. Venture, 2, 209, 216—217; Schimmel. Dimensions, 247—248; de Yong. Sufi Orders, 153—154, 156; Popovič. Orders; D. S. Margoliouth. Kadiriyya.— EI, NE, 4, 380—383.
О.Ф.Акимушкин