ал-К̣АРА̄МИТ̣А (или ал-к̣армат̣ӣйа, ед. ч. ал-к̣армат̣ӣ) — карматы, название последователей одной из двух основных ветвей ранних исма‘илитов —«семеричников» (ас-саб‘ийа, или ал-мубаракийа), участники крупного религиозно-политического движения, потрясшего в конце IX — начале X в. Аббасидский халифат. Название этого движения связывают с прозвищем Кармат (или Карматуйа), которое носил его предводитель и организатор, исма‘илитский проповедник (ад-да‘и) Хамдан б. ал-Аш‘ас. Происхождение прозвища и его значение источники объясняют по-разному («коротконогий», «красноглазый» и т. д.). Однако еще до выступления Хамдана название К. было известно, и это дает основание предполагать, что Хамдан получил свое прозвище от названия уже существовавшей (вероятнее всего, шиитской) организации. Традиционно считается, что исма‘илитский да‘и ал-Хусайн ал-Ахвази, активно и успешно проповедовавший среди оседлых и кочевых племен в саваде Куфы, завербовал Хамдана, возглавлявшего местную тайную организацию. Вскоре энергичный Хамдан обратил свои организаторские способности на расширение исма‘илитской пропаганды. Начало его активных действий источники относят к 80-м годам IX в. В этот период К. были частью исма‘илитского движения, их руководство действовало от имени таинственного «обладателя божественной манифестации» (сахиб аз-зухур). В 890 г. К. под предводительством Хамдана начали вооруженную борьбу в Нижнем Ираке. Они основали первый лагерь для переселенцев (дар ал-хиджра), куда стекались откликнувшиеся на «призыв» Хамдана, обнесли его высокими стенами, окружили глубоким рвом, построили дома. Хамдан создал общую казну, в которую К. вносили пятую часть своих доходов и куда поступали средства, собранные в селениях его уполномоченными. В личном пользовании было оставлено только оружие. Члены общины практиковали ритуальные братские трапезы.
Проповеди Хамдана Кармата отвечали надеждам низших слоев общества на всеобщее благоденствие, на установление социальной справедливости, которую исма‘илиты (и шииты в целом) связывали с приходом ожидаемого махди (мессии) из рода ‘Али. Этим Хамдан сумел привлечь к движению широкие массы ремесленников и сельских жителей, которые, в свою очередь, способствовали усилению в движении социальных мотивов, идей равенства и справедливости.
Одновременно с вооруженной борьбой К. развернули активную пропаганду за пределами Нижнего Ирака. Карматские проповедники Зикравайх (Зикруйа), ‘Абдан. Маймун, Халаф, Гийас и др. успешно действовали в Сирии, на Бахрейне, в Фарсе, Индии. Самую благоприятную почву карматская пропаганда. нашла среди кочевого и оседлого населения Бахрейна, где эмиссар Хамдана и ученик ‘Абдана, Абу Са‘ид ал-Джаннаби, в 899 г. основал независимую карматскую общину-государство со столицей в г. Лахса (ал-Ахса’). В том же году произошел раскол в исма‘илитском движении. Сторонники Хамдана выступили против исма‘илитского руководства, не признали притязаний на имамат ‘Убайдаллаха ал-Махди, провозгласившего себя халифом как потомок Фатимы и ‘Али, и отмежевались от Фатимидов. Хамдан и его сподвижники образовали «руководство» одним из 12 «островов» (см. ал-исма‘илийа, 2) и в отличие от фатимидских исма‘илитов не признали передачу имамата в потомстве Мухаммада б. Исма‘ила. После этого размежевания К. стали называть исключительно сторонников Хамдана.
Восстание К. в Нижнем Ираке с большим трудом было подавлено только в 906 г. Но к этому времени выросло могущество бахрейнских К. При Абу Тахире Сулаймане (914—943), сыне основателя общины, они захватили Оман, постоянно вторгались в Нижний Ирак и Хузистан, нападали на караваны паломников. В 930 г. во время паломничества они ворвались в Мекку, ограбили город, убили и взяли в плен несколько тысяч паломников и жителей Мекки; разграбив ал-Ка‘бу, поклонение которой они считали идолопоклонством, они выломали «черный камень» и, разбив его на две части, увезли в Бахрейн. Лишь два десятилетия спустя они согласились за выкуп возвратить в Мекку священную для мусульман реликвию.
Бахрейнские К. создали земледельческо-ремесленную общину с общинным рабством. Делами общины ведал совет (ал-‘икданийа) из шести старейшин — садат (ед. ч. саййид) и шести их заместителей — вазиров; решения принимались коллегиально при условии единогласия. В личных хозяйствах и на общественных работах использовались 30 тыс. общинных рабов. На основе общего владения рабами бахрейнские К. пытались осуществить свой идеал свободной общины. От фатимидских исма‘илитов бахрейнские К. отличались прежде всего радикальной для своего времени социальной программой. Однако стремление построить благосостояние своей общины на труде рабов не могло привести к длительному и прочному успеху. В немалой степени поражению бахрейнских К. способствовали их фанатизм и жестокость, приведшие к их изоляции от населения. Внутри самого карматского движения возникли распри, приведшие к расколу на два лагеря. Одни стояли за союз с Фатимидами, другие выступали против них. После завоевания Фатимидами Египта (969 г.) антагонизм между бахрейнскими К. и Фатимидами перерос в открытую вражду.
Яростные преследования К. при первых Газневидах, внутренние распри и изоляция от населения ослабили карматские общины. В Ираке и Иране их влияние заметно ослабло. Государство бахрейнских К. просуществовало до конца XI в., однако их доктрины продолжали господствовать в Бахрейне еще более двух столетий.
Будучи идейными преемниками «семеричников», К. наследовали и развили эзотерическое, «внутреннее» (ал-батин) учение ранних исма‘илитов. Эзотерическая доктрина К. в существенных элементах схожа с эзотерическим учением фатимидских исма‘илитов, хотя имелись и значительные различия между ними в конкретных представлениях. Карматская эсхатология также схожа с исма‘илитской.
Разработку и установление степеней посвящения у К. традиция приписывает ‘Абдану ал-Ахвази, одному из организаторов карматской пропаганды и автору богословско-философских сочинений (одно из них, ал-Балаг ас-саби‘, читал Ибн ан-Надим). Названия степеней посвящения (7 или 9) приводятся у разных авторов по-разному и отличаются от степеней фатимидских исма‘илитов.
К. ввели строгую и тщательно разработанную систему обучения — ат-та‘лим (отсюда их другое прозвание — ат-та‘лимийа), предусматривавшую, в частности, введение в сомнение и умение его побеждать. В тайны эзотерического учения посвящались лишь члены пяти высших степеней. В целом философско-богословская доктрина К. испытала влияние философского кружка «Чистые братья» (Ихван ас-сафа’).
Пренебрежение внешними обрядами и ритуаль Пренебрежение внешними обрядами и ритуальными запретами у К. носило еще более открытый характер, чем у фатимидских исма‘илитов.
Лит-ра: ан-Наубахти. Шиитские секты, 164—167; ал-Багдади. Ал-Фарк, 282—283, 288—291; Петрушевский. Ислам, 280—285, 290—291; Босворт. Династии, 106—107; Талиб. Ал-Харакат ал-батинийа, 131 — 179; W. Ivanow. Isma‘ilis and Qarmatians.—JBBRAS. 1940, 16, 43 — 86; W. Madelung. Fatimiden und Bahrainqarmaten.—DI, 1959, 34, 34—88; С. ал-‘Аййаш. Ал-Исма‘илийун фи-л-мархала ал-карматийа: Дираса хаула-л-карамита. ‘Ака’идухум ва сауратухум. Бейрут, 1981; S. M. Stern. Ismailis and Qarmatians.— Elaboration, 99—108: W. Madelung. Karmati.—EL NE, 4, 660-665.
С.М.Прозоров