ал-К̣А̄ША̄НӢ (или ал-К̣а̄шӣ), Кама̄л ад-дӣн ‘Абд ар-Разза̄к̣ б. Ах̣мад (ум. в 1329 г.) — крупный позднесуфийский мыслитель и комментатор. Сведения о его жизни крайне скудны. Уроженец и житель Кашана, ал-К. был учеником некоего Нур ад-дина ‘Абд ас-Самада, ревностным поклонником Ибн ‘Араби и его доктрины вахдат ал-вуджуд. На этой почве он вступил в эпистолярную полемику с создателем учения вахдат аш-шухуд и критиком Ибн ‘Араби—‘Ала’ ад-даула Симнани (ум. в 1336 г.), из которой, согласно Джами, он вышел победителем. Перу ал-К. принадлежат комментарии к известным суфийским сочинениям Фусус ал-хикам и Маваки‘ ан-нуджум Ибн ‘Араби, Маназил ас-са’ирин ал-Ансари, ат-Та’ийа Ибн ал-Фарида. Из самостоятельных трудов можно назвать по меньшей мере два комментария к Корану, трактаты Лата’иф ал-а‘лам, Рисала фи-л-када’ ва-л-кадар, знаменитый словарь суфийских терминов Истилахат ас-суфийа и др. Считая себя сторонником мистического откровения как единственно верного способа познания, ал-К. обладал в то же время трезвым аналитическим умом, который помог ему ухватить порой нарочито завуалированную суть суфийской доктрины Ибн ‘Араби и изложить ее в сжатых и четких положениях в согласии с законами логики. Ярким примером тому служит его словарь суфийских терминов, дающий непосвященным ключ к пониманию позднесуфийских учений. Он служит специалистам по истории суфизма и поныне. Из самостоятельных сочинений ал-К. наибольший интерес представляет трактат Рисала фи-л-када’ ва-л-кадар, в котором автор пытался решить вопрос о соотношении свободной воли человека и божественного предопределения. Ал-К. различал два вида предопределения: ал-када’ (божественный промысл) и ал-кадар (божественный приговор, судьба), примерно соответствовавшие терминам маши’а и ирада в учении Ибн ‘Араби. Ал-када’ несет в себе универсалии — наиболее общие идеи о сущностях материальной вселенной (а‘йан сабита у Ибн ‘Араби). Ал-кадар — дальнейшая индивидуализация и конкретизация этих идей вплоть до воплощения их в материальном мире, место, время и продолжительность которого определяет ал-кадар. В силу различий в свойствах материи это воплощение происходит неравномерно. Отсюда— разница между предметами и существами материального мира, хотя они и происходят из одного источника. Человеческие поступки, согласно ал-К., суть результат действия «достаточной причины» (‘илла тамма), которая складывается из целого ряда «недостаточных» (накиса). Последние проистекают, с одной стороны, от свойств индивидуальной души, которой как частице всеобщей души свойственно стремление к совершенству, с другой — от свойств материальной оболочки, в которой данная душа пребывает. Хотя в конечном счете поступки человека предопределены, их осуществление каждый раз требует от него свободного выбора (ихтийар). Чтобы склонить людей к верному выбору, им ниспосланы божественные заветы и законы. Божественная справедливость состоит в том, что в мире реализуются все, а не только заведомо «положительные» возможности, существующие в ал-када’ в виде идей. Каждый человек по мере своих сил стремится к совершенству, критерии которого различны для разных людей. С учетом этих различий люди получают соответствующую награду в будущей жизни. Таким образом, человек в известной мере является хозяином своей судьбы и каждому дается шанс на спасение и вечное блаженство в соответствии с его возможностями.
В своих положениях ал-К. ближе к Ибн ‘Араби, чем принято думать. В сущности, он лишь интерпретирует взгляды учителя, утверждавшего, что бог действительно создает поступки людей, но исходя из свойств, изначально заложенных в их прообразах. Эта и многие другие идеи Ибн ‘Араби дошли до следующих поколений суфиев и распространились среди них во многом благодаря интерпретаторской деятельности ал-К.
Лит-ра: ал-Кашани. Шарх; он же. Кашф ал-вуджух ал-гурр фи шарх Та’ийат Ибн ал-Фарид. Миср, 1319 г. х.; он же. Истилахат; М. S. Guyard. ‘Abd ar-Razzaq et son traité de la prédestination et du libre arbitre. P., 1873; D. B. Macdonald. ‘Abd al-Razzak al-Kashani.—EI, NE, 1, 88—90.
A.Д.Кныш