ал-Калабади (или ал-Калабази), Мухаммад б. Исхак Абу Бакр ал-Бухари (ум. в 990 или 995 г.) — ханафитский факих, автор одного из самых известных ранних трудов по мистицизму как системе на арабском языке. Родился и жил в Калабаде (квартал Бухары), умер, видимо, в Бухаре. Курс права ал-К. прошел у Мухаммада б. ал-Фадла и был в ученичестве у суфийского шайха ал-Касима б. ал-Фариса. Из написанных им пяти или шести сочинений до нас дошли два: краткий и невыразительный комментарий этического характера на некоторые хадисы Пророка — Ма‘ани ал-ахбар и ат-Та‘арруф ли-мазхаб ахл ат-тасаввуф — одно из основных сочинений для изучения мусульманского мистицизма первых трех веков ислама. Книга высоко ценилась последующими поколениями суфиев за ясный, четкий и простой язык изложения; в частности, шайх Йахйа ас-Сухраварди ал-Мактул (ум. в 1191 г.) заметил: «Если бы не ат-Та‘арруф, мы бы не знали суфизм». Это первый дошедший до нас труд, в котором изложена система взглядов и практики суфиев, предпринята попытка примирить с положениями ислама те идеи мистицизма, которые с ними не состыковывались, разъяснить, что суфизм целиком лежит в рамках «правоверия», что как система он не вызывает сомнения в своей «правоверности», что суфизм — это системное единство философских, морально-этических, религиозных и психологических взглядов и положений, основанных на Коране. Труд содержит 75 глав, которые можно разбить на три части: 1-я (гл. 1-4, 64-75), историческая: определение понятия суфи и тасаввуф, важнейшие персоналии, рассказы и легенды об их мистических подвигах; 2-я (гл. 5-30), апологетическая: система взглядов суфизма, доказательство ее «правоверия»; 3-я (гл. 31–63): практика суфизма, основные этапы мистического пути, технические термины, принятые в среде мистиков. Сочинение ал-К. вызвало много комментариев. Наиболее популярным стал Нур ал-муридин, написанный по-персидски Абу Ибрахимом Исма‘илом б. Мухаммадом ал-Мустамли (ум. в 1042 г.), который был соотечественником и, возможно, учеником ал-К. Комментарий как источник по истории суфизма почти не уступает оригинальному произведению. Один из его списков переписан 7 апреля 1081 г.; это вторая старейшая из дошедших до нас персидских рукописей.
Лит-ра: Дара Шекух. Сафинат, 27б; ал-Калабази. Ат-Та‘арруф; Arberry. Doctrine, IX—XVIII; он же. Catalogue of the arabic MSS in the library of the India Office. 2. Sufism and ethics. L., 1936, 97–98; G. Lazard. L a langue des plus anciens monuments de la prose persane. P., 1963, 67–71; GAS, 1, 669.
О.Ф.Акимушкин