ал-КАРРА̄МӢЙА— каррамиты, теологическое направление, получившее распространение в центральных и восточных областях Багдадского халифата в IX—XIII вв. Основатель ал-К.— «аскет» (захид) Абу ‘Абдаллах Мухаммад б. Каррам (другие прочтения — Карам, Кирам) родился ок. 806 г. в Сиджистане, учился в разных городах Хорасана, в том числе в Нишапуре, Балхе, Мерве, Герате, пять лет провел в Мекке. Возвращаясь из Мекки в Сиджистан, Ибн Каррам посетил ал-Кудс (Иерусалим), где основал ханака. Его проповедническая деятельность в Хорасане вызвала тревогу у местных правителей, и те заточили его в тюрьму, где он находился в 857—865 гг. Умер в ал-Кудсе в 869 г.
Ибн Каррам имел много последователей. В Хорасане и Палестине (где ими были учреждены во множестве ханака и мадраса), по сообщениям доксографов, их было по 20 тыс. человек. Во второй половине X в. К. стали значительной социально-политической силой и пользовались поддержкой Газневидов, в частности султана Махмуда (998—1030). Однако в последующем их идеологическое и политическое влияние ослабло, хотя оно еще было ощутимо в Газне при гуридских султанах Гийас ад-дине и Му‘изз ад-дине (конец XII — начало XIII в.). После монгольских завоеваний ал-К. исчезает как с политической, так и с идеологической арены.
Вскоре после смерти Ибн Каррама ал-К. распалось на ряд школ—‘абидийа, хака’икийа, мухаджирийа, исхакийа и др. «Мутакаллимом общины» (мутакаллим ал-фирка) доксографы называли Мухаммада б. ал-Хайсама (ум. в 1019 г.), пытавшегося смягчить характерные для ал-К. элементы ат-ташбиха и ат-таджсима. Сочинения К. не сохранились, и об их воззрениях мы можем судить лишь по свидетельствам (зачастую разноречивым) их идейных противников. К. считали бога субстанцией, акциденции которого составляют предметы материального мира. Бога-субстанцию они характеризовали как тело (джисм). Все, что создает в себе бог, учили они, неуничтожимо, а значит, неуничтожим, вечен в будущем и мир, хотя он и имеет начало в прошлом. К. утверждали извечность божественных атрибутов — знания, могущества, жизни и воли (маши’а). Но наряду с извечным атрибутом воли они признавали атрибут воления, желания (ирада), возникающего во времени и символизирующего развертывание воли в пространстве и времени. К. объявляли бога творцом всего, но в духе концепции касба приписывали человеку определенное влияние на реализацию своих действий. В ал-К. выдвигались идеи, согласно которым бог объемлет мир и служит «вместилищем» для происходящих в нем явлений и ни одно из существующих в мире тел и ни одна из их акциденций не подчинены его предопределению. ‘Абд ал-Кахир ал-Багдади сравнивал эти воззрения с воззрениями «материалистов» (асхаб ал-хайула) и характеризовал их как «беспрецедентное новшество», до подобных которому не доходили даже му‘тазилиты и джахмиты.
Вслед за му‘тазилитами К. говорили о способности человеческого разума самостоятельно, без помощи откровения, различать добро от зла. Они также отрицали чудо в качестве аргумента в пользу истинности пророческой миссии, считая, что последняя должна подтверждаться лишь доводами, согласующимися с разумом. В приписываемом Ибн Карраму сочинении Китаб ас-сирр, фрагменты которого приводит Ибн Да‘и (Ибн Да‘и. Табсират ал-‘авамм. Тегеран, 1935), представление о божественной мудрости опровергается ссылкой на наличие в мире несправедливости и зла.
В духе мурджиизма (см. ал-мурджи’а) К. строго различали веру (иман) и деяния (‘амал), утверждая, что вера есть только словесное признание человеком Аллаха, не связанное с определенными деяниями, и что правоверным мусульманином можно считать всякого, кто произнес формулу «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад— пророк его». В области политической мысли К. придерживались точки зрения, согласно которой имам избирается мусульманской общиной (би-иджма‘ ал-умма), а не утверждается божественным указанием или назначением (би-н-насс, би-т-та‘йин), и при этом допускали правомерность существования двух имамов одновременно, но в разных странах (например, ‘Али — в Медине и Иране, Му‘авия — в Дамаске).
Лит-ра: аш-Шахрастани. Книга о религиях, указ.; G. Е. Bosworth. The Rise of the Karamiyyah in Khurasan.— MW. 1960, 50, 5 — 14; on же. The Ghaznavids. Ebinburgh, 1963; J. van Ess. Ungenützte Texte zur Karramiya: Eine Materialsammlung. Heidelberg, 1980.
Тауфик Камель Ибрагим, А.В.Сагадеев