Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        ал-Касани

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 28 мая, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья
        • 2.
          Литература
        • 3.
          Автор

        ал-Касани, ‘Ала’ ад-дин Абу Бакр б. Мас‘уд б. Ахмад (1110–1191) — один из крупнейших мавараннахрских факихов-ханафитов эпохи Караханидов (992–1211), получивший почетное прозвище малик ал-‘улама’. Родился в г. Касан (северная часть Ферганской долины), учился в местной мадрасе, затем переехал в Самарканд, где стал учеником ведущего самаркандского факиха матуридитской школы ‘Ала’ ад-дина ас-Самарканди (ум. ок. 1144 г.). Вскоре он приступил к написанию комментария к известному сочинению своего учителя Тухфат ал-фукаха’ («Подарок факихов»), назвав его Бада’и‘ ас-сана’и‘ фи тартиб аш-шара’и‘ («Замечательное искусство в упорядочении шари‘ата»). В странах Ближнего Востока этот труд (сохранившийся поныне) был признан одним из лучших сочинений по фикху. По преданию, ‘Ала’ ад-дин ас-Самарканди, которому было преподнесено это сочинение, высоко оценил труд своего ученика и счел последнего достойным руки своей дочери Фатимы — известной уже в то время как первая в Мавараннахре девушка-факих. В источниках упоминаются еще два (не дошедшие до нас) сочинения ал-К. — обширный комментарий к Корану и семитомный труд по основам догматики — ас-Султан ал-мубин фи усул ад-дин.

        Почти сразу после женитьбы ал-К. уехал в Конью (Анатолия), где стал придворным факихом. провинциального правителя Сельджукидов — амира Мас‘уда (ум. в 1176 г.), а спустя год обосновался при дворе сельджукского султана. Однако после долгих и бесплодных споров с местными ‘улама’ отношения ал-К. с правителем испортились, и он (по совету вазира) был отправлен (примерно в 1148 г.) во главе посольства в Халаб (Алеппо) к местному правителю Нур ад-дину Махмуду б. Занги (1146–1174). Последнему пришлись по душе обширные знания ал-К. в области фикха, и ему было предложено стать главой (хаджа) мадрасы ал-Халавийа (ал-Халлавийа?) вместо Ради ад-дина ас-Сарахси (ум. в 1149–50 г.). Авторы того времени единодушно утверждали, что ал-К. удалось весьма эффективно организовать учебный процесс и фактически привить целому поколению сирийских ‘улама’ и факихов методы матуридитской школы. Среди его учеников Ахмад б. Махмуд (ум. в 1196 г.), автор известного сочинения ал-Мукаддима ал-Газнавийа.

        Ал-К. прославился и как организатор бурных диспутов с идейно-политическими оппонентами официальных властей — му‘тазилитами и шафи‘итами, что также способствовало повышению его авторитета у правящей элиты.

        Деятельность ал-К., очевидно, подготовила почву для распространения мавараннахрской ханафитской школы фикха в западных районах Халифата, куда, спасаясь от монголов, позже бежали многие ‘улама’-ханафиты.

        Умер ал-К. в Халабе, там же похоронен рядом с супругой на кладбище Макам Ибрахим ал-Халил. Вскоре его могила стала местом паломничества.

        Лит-ра: ал-Касани. ‘Ала’ ад-дин Абу Бакр б. Мас‘уд б. Ахмад. Бада’и‘ ас-сана’и‘ фи тартиб аш- шара’и‘. Т. 1. Ал-Кахира, 1327–28, 1-5; Ибн Аби-л-Вафа’. Ал-Джавахир, II, 244, 278–279; ал-Лакнави. Ал-Фава’ид, 53, 158; Ибн Кутлубуга. Тадж ат-тараджим, 62; G. Le Strange. The Lands o f the Eastern Caliphate. Mesopotamia, Persia and Central Asia from the Muslim Conquest to the Time of Timur. Cambridge, 1930,480.

        М.М.Камилов

        Категории:
        Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018Персоналии
        Теги:
        богословиеМавераннахрматуридизмСамаркандФИКХханафизм
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        ТАФСИР
        • 14 апреля, 2025
        ИСТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ВЕКА (X в. х. / XVI в. н.э. и далее)
        • 10 апреля, 2025
        ИСТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
        • 21 января, 2025
        Абу ал-Хасан ибн Бабавайх
        • 28 ноября, 2024