ал-Каффал (араб., «изготовитель замков»), Мухаммад б. ‘Али Абу Бакр ал-Каффал ал-Кабир аш-Шаши (904–976) — известный теолог, факих, мухаддис, с именем которого шафи‘итская традиция связывает распространение шафи‘итского мазхаба в Мавараннахре. Родился в Шаше (Чач, совр. Ташкент), в поисках знаний объездил многие духовные центры исламского мира, жил в Нисабуре/Нишапуре и Бухаре, слушал и записывал лекции авторитетных мусульманских ученых. По возвращении в Шаш, тюркское население которого, как и практически всего Мавараннахра в ту пору, придерживалось учения Абу Ханифы, ал-К. стал проповедовать шафи‘итский толк, и благодаря его красноречию, убедительности доводов и глубоким знаниям многие в «стране тюрок» (Билад ат-турк) приняли это учение.
Шафи‘итская традиция наделяет ал-К. самыми лестными и почетными титулами, признавая его авторитетнейшим знатоком фикха в Мавараннахре, «учителем (шайх) шафи‘итов». Утверждают также, что в молодости он был му‘тазилитом, а затем обратился к учению ал-Аш‘ари. Переход от шафи‘итского догматико-правового толка к богословской школе аш‘аритов (часто через му‘тазилитский калам) — типичное и в какой-то мере закономерное движение в научной карьере мусульманских ученых того времени. По утверждению мутакаллима-аш‘арита ал-Джувайни (ум. в 1085 г.), «науке калама» ал-К. обучался у самого ал-Аш‘ари (ум. в 935 г.), который, в свою очередь (уже в зрелом возрасте), изучал под его руководством фикх.
Учителями ал-К. в фикхе были знаменитый ат-Табари (ум. в 923 г.), Абу Бакр Ибн Хузайма (ум. в 933 г.), у которого он не раз останавливался в Нишапуре, Абу Бакр ал-Баганди, Абу Зайд ал-Марвази и др. Сам ал-К. оставил немало учеников, занявших видное место в истории ислама. Наиболее близким к нему был Абу ‘Абд Аллах ал-Халими (950–1012), родом из Джурджана, но с детства живший в Бухаре (позже — в Нишапуре), где он записывал хадисы и изучал фикх у другого известного шафи‘ита Абу Бакра ал-Удани (ум. в 995 г.; Удан — под Бухарой). Со временем ал-Халими стал главой «традиционалистов» (асхаб ал-хадис) в Бухаре и ее округах, возглавлял судейство в разных городах. Он считался самым образованным шафи‘итом в Мавараннахре после двух своих учителей — ал-К. и Абу Бакра ал-Удани. Помимо ал-Халими известными учениками ал-К. стали: Абу Сулайман ал-Хаттаби ал-Бусти (ум. в 998 г.) — авторитетный мухаддис, автор многих сочинений, в том числе комментария к сборнику хадисов Абу Да’уда; ал-Хаким ан-Найсабури (ум. в 1014 г.) — автор «Хроники Нишапура»; Ибн Манда (ум. в 1005 г.) — знаменитый собиратель хадисов; Абу ‘Абд ар-Рахман ас-Сулами (ум. в 1021 г.) — автор известного биографического словаря суфиев. Среди учеников ал-К. называются также факихи Абу ‘Абд ар-Рахман ал-Ибрисами (или ал-Абрийсами), аз-захид Абу Исхак аш-Шаши, Насир б. ал- Хусайн ал-‘Умари ал-Марвази и др.
Ал-К. — автор сочинений (некоторые из них сохранились частично или полностью) по фикху, хадисам, догматике, экзегетике. В них он изложил методологию (ал-усул) и частные вопросы (ал-фуру‘) мусульманского права шафи‘итского толка (Китаб фи усул ал-фикх, Махасин аш-шари‘а фи фуру‘ аш- шафи‘ийа, Шарх ар-Рисала и др.). Комментирование «Послания» (ар-Рисала) аш-Шафи‘и было способом распространения и адаптации его учения к местным условиям. Ал-К. составил также «большое толкование» к Корану (ат-тафсир), в котором известный мутакаллим-аш‘арит из Нишапура Абу Сахл ас-Су‘луки (ум. в 979 г.) увидел «поддержку учения му‘тазилитов». Обоснованность этого упрека подтверждается косвенно тем, что знаменитый му‘тазилит Фахр ад-дин ар-Рази (ум. в 1209 г.) в своем не менее известном комментарии к Корану Мафатих ал-гайб («Ключи к сокровенному») ссылается на ал-К. Кроме того, по утверждению Абу Исхака аш-Ширази, ал-К. был первым из факихов, кто написал «хорошую книгу» о диалектике спора (ал-джадал) — этим занимались теологи-мутакаллимы, особенно му‘тазилиты и аш‘ариты.
Большой популярностью пользовалась касида ал-К., свидетельствующая о силе его поэтического слова. Сохранился рассказ (как и сама касида) земляка ал-К., поэта ‘Абд ал- Малика б. Мухаммада аш-Шаши о том, как в «год ополчения» он вместе с ал-К. участвовал в военном походе на ар-Рум. В то время от византийского императора Никифора Фоки (963–969) пришло оскорбительное для мусульман послание. Среди газиев, участников ополчения, было много литераторов (адиб), поэтов, краснобаев-острословов из разных городов Хурасана/Хорасана, Сирии, Ирака, Мавараннахра, но достойную отповедь этому посланию дал только ал-К. Поэт-рассказчик, попав позже в плен и оказавшись в Константинополе, поведал, какое сильное впечатление произвела там касида-отповедь ал-К. и какое восхищение и гордость вызывала сама личность ее автора.
Таков в общих чертах образ ал-К., сформировавшийся в арабской литературе под влиянием шафи‘итской традиции. Однако параллельно с ней сложилась мавараннахрская традиция, согласно которой ал-К. — один из «святых» города Ташкента, известный как потомок падшаха Мухаммада, или Хазрат Имам («Господин Имам»). Сохранились гробница и мавзолей, которые поныне посещают и почитают мусульмане. В Ташкенте бытует много легенд об этом «святом». Местное предание связывает ал-К. с потомком Мухаммада б. ал-Ханафии (сына халифа ‘Али от ханафитки, духовного вождя кайсанитов), известным как Исхак Баб (он же — Исхак ат-Турк), прибывшим якобы в «страну тюрок» с целью распространения ислама. К этому Исхак Бабу возводят генеалогическое древо знаменитого «прародителя всех тюркских суфиев» Ахмада ал-Йасави (ум. в Туркистане в 1166 г.). Мавараннахрская традиция связывает таким образом деятельность ал-К. с кайсанитскими кругами в Туркистане, соперничавшими с суннитами Мавараннахра. В ходе этого соперничества кайсаниты Туркистана все больше попадали под влияние шафи‘итов, исма‘илитов и суфиев. Согласно суфийско-йасавитскому источнику, ал-К. в течение 55 лет проповедовал в Шаше учение о божественной мудрости (‘илм ал-хикма). В этом усматривается влияние исма‘илитско-суфийских кругов, выводивших свои «истины» рационалистическим путем на основе символико-аллегорического толкования Корана. Возможно, здесь сходятся обе традиции— мавараннахрекая и арабо-шафи‘итская, отмечавшая симпатии ал-К. к учению му‘тазилитов. Со временем в памяти людей, очевидно, стерлось соперничество «шафи‘итско-кайсанитского Туркистана» с суннитско-ханафитским Мавараннахром. В Туркистане возобладала ханафитская школа, и ал-К. из проповедника шафи‘итского мазхаба и кайсанитских взглядов в Шаше превратился в местного «святого».
По мнению А.Муминова (Ташкент), до XIV в. гробница ал-К. была главным (если не единственным) «святым» местом в г. Ташкенте. На территории нынешнего Ташкента гробница ал-К., возможно, первый достоверный памятник, который может служить ориентиром для уточнения исторической топографии этого города в долине Шаша.
Лит-ра: ал-‘Аббади. Табакат, 92; ас-Сам‘ани. Ал-Ансаб, 325а; Йакут. Му‘джам, III, 233; ас-Субки. Табакат, II, 176–184; Ибн ал-Имад. Шазарат, III, 51–52; GAL, SBd. I, 307, 6а, SBd. Ill, 1200; C.Brockelmann. Arabische Streitgedichte gegen Christentum // Мé1. E.F.Gautier. 1937, 96–106.
С.М.Прозоров