ал-Кикуни — под этой нисбой известны два «святых» шайха братства накшбандийа из аварского селения Кикуни (Гергебильский район Республики Дагестан), мавзолей которых находится в Турции. Абу Мухаммад Мухаммад-хаджжи ал-Мадани б. ‘Усман ал-К. ад-Дагистани (1835-36–1913-14) еще в Дагестане стал шайхом братства (шарика) накшбандийа-халидийа, прославился как автор трудов по шафи‘итскому толку фикха и сочинений о тасаввуфе, в частности суфийского трактата Аййуха-л-валад и сборника аварских стихов Наджм ал-анам (изд. в Петровске в 1905 г.), приобрел многочисленных учеников (муридов). Силсила этого шайха идет от Мухаммада ал-Йараги и Джамал ад-дина ал-Гази-Гумуки (Казикумухского). Иджазу он получил от шайха ‘Абд ар-Рахмана ас-Сугури (Согратлинского). Мухаммад ал-К. был одним из зачинщиков восстания 1877 г., затем долго скрывался в горах, был арестован русскими властями в сентябре 1881 г. и в октябре того же года сослан на вечное поселение в Иркутск. Однако в 1898 г. муриды устроили ему побег. В том же году он вместе со своим племянником Шараф ад-дином (Шерапуддином) б. ‘Абд ар-Рашидом ал-К., учениками и односельчанами нелегально переправился в Стамбул. Поначалу он поселился в селении Ар-мут-кёй (ныне Бурсинский вилает Республики Турция). Здесь у Мухаммада ал-Мадани родилось трое сыновей: ал-Мадани, ‘Али-‘Аскар и Мухаммад.
Благодаря личному знакомству с султаном Абдул-Хамидом II (1876–1909) Мухаммад ал-Мадани ал-К. смог выбрать в предгорьях Анатолии удобное место для поселения. В 1894 г. он основал деревню Алмалы, позднее названную Решадия в честь султана Мехмеда V Решада (1909–1918) (в республиканской Турции селение было переименовано в Гюней-кёй, тур., «южная деревня»), где и поселился вместе со своими родственниками, Шараф ад-дином ал-К. и 15 семьями односельчан. Сегодня здесь живут около 350 семей потомков мухаджиров из аварцев, арчинцев, андийских народов (каратинцев) и даргинцев.
В Турции Шараф ад-дин ал-К. женился на дочери Мухаммада ал-К. — Умм Кулсум, стал учеником (муридом) своего дяди, получил от него разрешение (иджаза) стать шайхом и наставником (устаз) братства, приобрел многочисленных муридов из числа дагестанцев-мухаджиров, многие из которых переселились в Анатолию, привлеченные письмами-воззваниями обоих шайхов. До своей смерти он работал имамом соборной мечети селения Гюней-кёй. Здесь он написал ряд трудов по фикху и этике накшбандии, получивших немалую известность у мусульман на Ближнем Востоке и на Северном Кавказе. Шараф ад-дин ал-К. поддерживал тесные связи с султанским домом, установленные еще Мухаммадом ал-К. От Шараф ад-дина ал-К. через сирийского шайха дагестанского происхождения ‘Абд Аллаха ад-Дагистани (1891-30.09.1973) ведет силсилу шайх Мухаммад Назим ‘Адил ал-Кипруси Хаккани (р. в 1922 г.) с Кипра, создавший разветвленную сеть отделений накшбандийа в Восточном Средиземноморье, Западной Европе и США.
Мавзолей (тур. türbe, от араб. турба — «могила», «мавзолей») Шараф ад-дина и Мухаммада ал-К. стоит посреди большого, заросшего деревьями кладбища конца XIX–XX в., на холме над селением Гюней-кёй, в 5 км от берега Мраморного моря. Относится к г. Ялова одноименной области (вилайет). Это просторное здание с пологой четырехскатной крышей, прямоугольное в плане, 12х15м, высотой 6 м. Снаружи и изнутри мавзолей облицован сероватыми мраморными плитами с прожилками лилового цвета.
Сбоку в западной стене здания вход с дверью из толстого стекла, а слева от него большое окно размером 2х0,5 м. Внутри усыпальницы два ряда могил первой половины XX в., 6 — в дальнем ряду и 5 — в ближнем. Принадлежат самим шайхам, их сестрам, дочерям и сыновьям. Это стелы шириной около 50 см, высотой 1-1,8 м, характерной для дагестанских и турецких надгробий XIX–XX вв. прямоугольной формы с полукруглым или треугольным навершием. Пол мавзолея выложен мраморными плитами, поверх которых постелены зеленые ковровые дорожки.
Свой современный вид мавзолей получил после реставрации в середине 60-х гг. Первоначально на его месте стояла скромная усыпальница (худжра) над могилой Мухаммада ал-Мадани ал-К. Худжра сильно пострадала во время гражданской войны в 1921 г., когда Гюней-кёй сожгли греческие войска. В те же годы погибла и богатая библиотека кикунийских шайхов. Отдельные книги удалось спасти и даже вернуть в Дагестан. Так, рукописный Коран XVIII в. находится сегодня в библиотеке накшбандийского шайха Мухаджир-хаджжи (Акаева) в селении Дургели Карабудахкентского района, ма’зуна шайха Назима. Мавзолей был восстановлен в 1923–1924 гг.
На хорошо сохранившемся надгробии шайха Мухаммада — арабская эпитафия, вписанная черной тушью в девять белых картушей на красном фоне. Она характеризует его как «выдающегося из современных накшбандиев… переселенца (мухаджир) и борца за веру (муджахид)… исключительного и редкостного ученого (‘алим)»; дата смерти не указана. Возможно, она находилась в самой нижней части стелы, которая сейчас вмонтирована в пол мавзолея, и не поддается прочтению. Кроме этой надписи только две эпитафии в мавзолее написаны по-арабски, наиболее поздняя — над могилой «мальчика Гази-Мухаммада» (ум. в 1929–30 г.). Остальные надписи в соответствии с языковой реформой, проведенной в кемалистской Турции в 1928 г., составлены на турецком языке, с указанием года рождения и смерти, большинство — в латинской графике.
Шараф ад-дину ал-К. принадлежит мраморное надгробие в заднем ряду с белой звездой и полумесяцем на красном фоне со вписанным в него именем Зайн ал-‘абидин б. Шараф ад-дин. В стелу вмонтирована бронзовая доска размером 0,4х0,8 м со стандартными славословиями Аллаху, покойному, именем шайха, полученной им в Турции фамилией (Bingöl), датами рождения (3 зу-л-ка‘да 1292/1 декабря 1875 г.) и смерти (27 джумада ал-ула 1355/15 августа 1936 г.).
Несмотря на запрет в республиканской Турции в марте 1924 г. суфийских братств искоренить тарикаты и культ «святых» не удалось. Среди ‘улама’ и простых мусульман сохранилось почитание «святых» шайхов из Гюней-кёй. Две трети жителей Гюней-кёй, мужчины и женщины, считают себя последователями (муридами) Шараф ад-дина ал-К., которого здесь по-аварски зовут устар дада (отец-наставник). Мухаммад ал-Мадани ал-К., известный у потомков дагестанских мухаджиров под именем кудияб шайх (аварск. «старший шайх»), также почитается «святым». У их усыпальницы ишут исцеления больные и бесплодные женщины. На праздники ураза-байрам и курбан-байрам поклониться ей приходят не только жители села, но и переселенцы из него, живущие в Ялове, Бурсе, Стамбуле и других городах Турции. Потомки дагестанских мухаджиров из разных областей Турции, отправляясь в хаджж, сначала совершают паломничество (зийара) в Гюней-кёй. Каждую пятницу в деревню приезжает до 50 автобусов с паломниками. В 90-е гг. среди них появились дагестанцы.
Лит-ра: Гайдарбеков. Хронология, XIV; Х.А.Омаров. Воспоминания Абдуразака Согратлинского о восстании 1877 г. // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Сб. ст. Махачкала, 1988, 89–100; А.М.Магомеддадаев. Дагестанская диаспора в Турции и Сирии (генезис и проблемы ассимиляции). Автореф. канд. дис. Махачкала, 1996; М.М.Мгюмедханов. Дагестанцы в Турции. Махачкала, 1997, 58–59, 72–76, 90; Эмиграция дагестанцев в Османскую империю (Сборник документов и материалов). Сост. А.М.Магомеддадаев. Кн. 1. Махачкала, 2000, 380, 386, 390–391, 398, 404–406, 419–422; S.Erel. Dağıstan ve dağıstanlılar. Istanbul, 1961, 250; D.Damrel. A Sufi Apocalypse // ISIM Newsletter. 1999, No 4, 1, 6; ад—Дургили. Нузхат ал-азхан, 230–231.
В.О.Бобровников