ал-Кубра, Ахмад б. ‘Умар Наджм ад-дин шайх Абу-л-Джаннаб (1145–1221) — выдающийся персидский теоретик и практик суфизма, основатель-эпоним суфийского братства кубравийа, полемист-суннит, не скрывавший своих симпатий к роду ‘Али. Родился в Хиваке (Хорезм), в молодости изучал хадисы и калам и начал религиозную деятельность как традиционалист. По прибытии в Египет примкнул к суфийскому кружку персидского шайха Рузбихана ал-Ваззана ал-Мисри (ум. в 1189 г.), на дочери которого женился. Спустя несколько лет ал-К. приехал в Табриз/Тебриз, где продолжал изучение богословия под руководством Абу Мансура Хафда, но под влиянием «вдохновенного» Бабá Фараджа Табризи оставил религиозные науки и встал на путь мистицизма. Некоторое время он был учеником ‘Аммара б. Йасира ал-Бидлиси (ум. в 1187 г.) в Хамадане, а затем в Дизфуле — Исма‘ила ал-Кисри (ум. в 1193 г.), который облачил его в хирка-йи табаррук (асл — по другим источникам) перед отъездом ал-К. в Египет к Рузбихану. Последний счел его вполне подготовленным и в 1185 г. отправил на родину с широкими полномочиями (инициация, руководство). В Гургандже он основал ханагах и братство кубравийа. Из многочисленных учеников ал-К. вышли знаменитые теоретики мистицизма и авторы классических трудов по суфизму, за это его прозвали шайх-и валитараш («наставник-ваятель святых мужей»). Среди них: поэт-мистик Наджм ад-дин Дайа Рази (ум. в 1256 г.), Са‘д ад-дин Хаммуйа (ум. в 1252 г.), Сайф ад-дин Бахарзи (ум. в 1261 г.) и др.
Ал-К. погиб (или исчез) во время взятия монголами Гурганджа, который он, согласно устойчивой традиции, защищал со своими учениками с оружием в руках. Его могила находится рядом с ханагах в поселке Куня-Ургенч.
Ал-К. создал свою школу мистического пути познания. Согласно ал-К., человек есть микрокосм, содержащий в себе все то, что наличествует в макрокосме, и, следовательно, он может заключать в себе все божественные свойства, за исключением качества «Аллах милостивый, милосердный». Поскольку эти свойства расположены в высших небесных сферах последовательно, в соответствующих им местах, то мистик, идя по пути мистического восхождения-совершенствования, достигнув такого места, приобретает определенное божественное свойство. Но чтобы знать, каким путем следует идти за указанными свойствами, необходимы четкое соблюдение норм и правил Пути, суровый пост и полное подчинение своей воли воле руководителя. По убеждению ал-К., непрестанная концентрация внимания на именах Бога во время уединения ведет к мистическому прозрению и знанию. Он дал четкую градацию цвето-световой символики, которую наблюдает неофит во время мистических упражнений, — это точки, пятна и круги: душа проходит через этапы ощущений, которые воспринимаются в черном цвете, перемежающемся черно-красными пятнами до тех пор, пока появление зеленого цвета не возвестит о близости божественной милости. Ал-К. считал, что только руководитель может привести к познанию истины, так как идеи-образы (хаватир), появляющиеся в подсознании суфия во время медитаций в затворничестве, могут исходить как от Бога, так и от сатаны, как от сердца, так и от плотской души, как от ангелов, так и от джиннов. Ал-К. построил также свою теорию о неуловимых духовных центрах человеческого сознания и духа (лата’иф). Для своего пути, который он не отделял от «пути ал-Джунайда», ал-К. разработал 10 принципов — основ братства кубравийа и правила поведения мурида (сифат ал-адаб). Свои взгляды ал-К. изложил в ряде трактатов на арабском языке, главные из которых: Фава’их ал-джамал ва-фаватих ал-джалал; ал-Усул ал-‘ашара; Рисалат ал-ха’иф ал-ха’им мин лаумат ал-ла’им. Эти сочинения сохранились и изданы. Начатый им суфийский комментарий на Коран он не успел довести до конца, и эту работу завершили ученики и последователи ал-К. — Наджм ад-дин Дайа Рази и ‘Ала’ ад-даула ас-Симнани.
Лит-ра: Djami. Nafahat, 279, 280, 480–487; Дара Шекух. Сафинат, 105а–136; аш-Шуштари. Маджалис, 136–137; Хазинат, 2, 12, 13, 258–261; В.А.Жуковский. Развалины Старого Мерва. СПб., 1894, указ.; Бертельс. Суфизм, 324–325; Демидов. Суфизм, 32–38; Г.П.Снесарев. Хорезмийские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. М., 1983, 142–158; Molé. Les Kubrawija, 70–74; Trimingham. Orders, Index; Algar. Observations; Amoretti. Proposito; Schimmel. Dimensions, 254–258; H.Algar. Kubra // E l, NE, 5, 299–301.
О.Ф.Акимушкин