ал-Кудуки, хаджжи Мухаммад б. Муса б. Ахмад ал-Кудуки ар-Ругуджи ал-Авари ад-Дагистани (1652–1717) — разносторонний дагестанский ученый, автор популярных в Дагестане сочинений по грамматике арабского языка, логике, догматике, многочисленных записей по вопросам мусульманского права, основатель и преподаватель мадрасы. Нисба ал-Кудуки связана с названием селения Кудутль (ныне Гергебильский район Дагестана; арабская форма местных хроник и исторических записей — Кудук). В арабских памятных записях зафиксированы различные годы рождения и смерти ал-К.
Первоначальное образование ал-К. получил на родине, у своего отца Мусы из Кудутля, в его мадрасе, затем — в селении Ругуджа (ныне Гунибский район) у Абубакара, своего будущего тестя. После этого он прошел основательную подготовку у двух знаменитых дагестанских ученых, основателей и преподавателей мадрасы — Алирзы (ум. в 1676 г.) из селения Согратль (ныне Гунибский район; арабская форма — Сугур, откуда и нисба — ас-Сугури) и Ша‘бана (ум. в 1667 г.) из селения Обода (откуда и нисба ал-‘Убуди) Хунзахского района. Учебный курс, который прошел ал-К., включал Коран, тафсир, хадисы, грамматику арабского языка, мусульманское право, логику. Для совершенствования знаний он посетил Египет, Хиджаз, Йемен, а по непроверенным данным — «исламские страны» (Крым, Кавказ, Азербайджан, Иран, Хорасан, Среднюю Азию, османскую Турцию). В странах Ближнего Востока он углубил свои знания в вопросах догматики, права, математики, философии. В Йемене познакомился с Салихом ал-Йамани, у которого оставался и учился в течение 7 лет. По данным памятных записей, турецкий султан шайх ал-ислам поселил ал-К. в Египте, где он прожил много лет. После смерти Салиха ал-Йамани (сентябрь 1697 г.) ал-К. вернулся в Дагестан, захватив с собой свою книжную коллекцию, в том числе и рукописи своего учителя. В Дагестане он сначала преподавал в селениях Корода и Кудутль. В последнем остановился окончательно, развернул преподавательскую деятельность и переписку рукописей. Вскоре он женился на дочери своего бывшего учителя Абубакара, которая родила ему трех сыновей, впоследствии также ставших учеными (‘алим), — Дибира, Абубакара и Мухаммада (хаджжи Мухаммад).
Мадраса ал-К. пользовалась большой популярностью, среди ее учащихся (муталим, араб. мута‘аллим) были уроженцы Дагестана, Северного Кавказа, Поволжья. Многие его ученики, выпускники кудутлинской мадрасы, стали впоследствии видными учеными и деятелями просвещения: Дамадан из Мегеба, хаджжи Дауд из Усиша, Мухаммад из Убра, Аликули из Ругельды, Мухаммад из Караты, Таййиб из Харахи, Малламухаммад (мулла Мухаммад) из Бацады, хаджжи Дауд из Нукуша, Мухаммад, сын хаджжи ‘Умара, и Мухаммад-Волкодав из Кудутля, Багчилав из Мачады и др.
В конце 1716 или начале 1717 г. ал-К. вместе с двумя сыновьями покинул Дагестан и отправился в Сирию. По мнению одних, это был обычный выезд в хаджж, другие же усмотрели в этом протест ал-К. против культивирования норм обычного права и пренебрежения установками шари‘ата современниками и желание жить в стране с прочными позициями ислама. В Сирии ал-К. заболел и вскоре скончался в г. Халабе (Алеппо), в «келье шайха Ихласа», и, как сообщает памятная запись, похоронен на кладбище Джилат (по другим данным, на кладбище Джубайл) «внутри городской стены». В том же году скончались от холеры его сыновья Мухаммад и Абубакар.
В догматических вопросах ал-К. придерживался системы основоположника схоластики в исламе ал-Аш‘ари (873–935), а в каноническом праве — школы Мухаммада аш- Шафи‘и (767–820), но не считал себя связанным с ними, а по примеру Салиха ал-Йамани «прибегал к иджтихаду».
Сочинения ал-К.: ал-Хашийа ‘ала-л-Чарпарди — популярный в дагестанских мадрасах XVIII в. учебник, толкование на комментарий Ахмада ал-Чарпарди (ум. в 1345 г.) на сочинение Ибн ал-Хаджиба (ум. в 1248 г.) по грамматике арабского языка под названием аш-Шафийа («Исцеляющая»). В Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН хранятся 12 списков (среди них «прижизненные») этого сочинения, созданные в Дагестане в пределах 1709–1760 гг. Ал-К. принадлежат еще два сочинения по арабской грамматике, из них наиболее популярно ‘Исам ‘ала-л-Джами‘ — субкомментарий на шарх ‘Исам ад-дина ал-Исфара’ини (ум. в 1537 г.) на учебный трактат ‘Абд ар-Рахмана Джами (ум. в 1492 г.) ал-Фава’ид ад-Дийа’ийа. Это сочинение было известно и за пределами Дагестана, в 1892 г. оно было издано в Турции под названием Кудуки. На одном из печатных экземпляров этого труда, широко распространенного в Дагестане, имеется поздняя запись о том, что изданный текст был сверен с автографом ал-К., который, к сожалению, до нас не дошел. Другое его сочинение, Таркиб Ми’ат ‘амил, представляет собой комментарий на труд ал-Джурджани (ум. в 1078 г.) Ми’ат ‘амил («Сто управляющих») по морфологии арабского языка.
Научные интересы ал-К. выходили далеко за пределы грамматических изысканий. Он — автор ценных работ и в других областях знания того времени: трактата о метафорах (Исти‘ара ‘ала-д-Дибадж), комментария на сочинения по логике (без названия), календаря, приспособленного к географическим координатам Дагестана (Хисаб ал-Кудуки), разъяснений имен Аллаха (Шарх асма’ Аллах ал-хусна). Все упомянутые труды ал-К. написаны на арабском языке, но имеется несколько стихотворных текстов на его родном, аварском языке.
Ал-К. считали крупным правоведом, хотя до сих пор не обнаружено ни одного более или менее значительного его сочинения в области фикха. Однако в Рукописном фонде ИИАЭ и в многочисленных частных коллекциях сохранилось огромное число отдельных высказываний ал-К., заметок, примечаний, глосс, ответов на письма по различным вопросам мусульманского права — юриспруденции и правовой практики (о вакфе, проблемах земельного, семейного, наследственного права, взаимоотношении шари‘ата и правовых норм ‘адата, о распределении заката между учащимися и т. д.). В сочинениях дагестанских авторов, а также на полях рукописей, переписанных в Дагестане, встречаются многочисленные суждения ал-К. именно по вопросам права. Материалы эти не собраны, не систематизированы и не изучены.
По некоторым сведениям, ал-К. лично переписал 300 книг, бóльшая часть их осталась, по преданию, в Халабе (Алеппо). Речь идет, очевидно, о рукописях, переписанных как им лично, так и его многочисленными учениками в его мадрасе. В различных коллекциях Дагестана обнаружены рукописи, переписанные ал-К. Это: «Шарх ал-Унмузадж» Мухаммада ал-Ардабили по грамматике арабского языка; ал-Минах ал-маккийа — комментарий Ибн Хаджара на поэму «Умм ал-кура» ал-Бусири; Шарх ал-Иджаз — комментарий Йусуфа ал-Ардабили по мусульманскому праву; ал-Мутаввал фи-л-ма‘ани — сочинение Мас‘уда ат-Тафтазани, представляющее собой комментарий на «Талхис ал-мифтах» Мухаммада ал-Казвини, пособие по риторике; два тома «ал-Анвар» Мухаммада ал-Ардабили по мусульманскому праву.
Лит-ра: Кудуки. Му‘аллафи Мухаммад б. Муса ал-Кудуки ар-Ругуджи аш-Шафии ат-Тагустани. Бурса, 1310/1892; ад-Дургили. Нузхат ал-азхан; И.Ю.Крачковский. Дагестан и Йемен // Избр. соч. VI. М., 1960; Т.М.Айтберов, А.М.Нурмагомедов. Койсубулинский союз и шамхальство в первой четверти XVIII в. // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII — начале XIX в. Махачкала, 1981; Г.Г.Гамзатов, М.-С.Саидов, А.Р.Шихсаидов. Арабо-мусульманская литературная традиция в Дагестане // Г.Г.Гамзатов. Дагестан: историко-литературный процесс. Махачкала, 1990.
А.Р.Шихсаидов