ал-КУШАЙРӢ, Абӯ-л-К̣а̄сим ‘Абд ал-Карӣм б. Хаваза̄н (986—1072) — хорасанский богослов и суфий, автор классического суфийского трактата ар-Рисала фи ‘илм ат-тасаввуф. Родился в местности Устува в окрестностях Нишапура в семье арабов-землевладельцев. С детства обучался военному искусству (фурусийа, исти‘мал ас-силах), арабскому языку, адабу. Юношей ал-К. отправился в Нишапур, где встретил знаменитого суфия—аш‘арита Абу ‘Али ад-Даккака и вскоре стал его любимым учеником, а затем и зятем. По совету ад-Даккака ал-К. изучал шафи‘итский фикх у Абу Бакра ат-Туси, затем аш‘аритский калам у крупнейших авторитетов того времени Ибн Фурака и Абу Исхака ал-Исфара’ини. После смерти ад-Даккака ал-К. возглавил суфийское собрание (маджлис ат-тазкир) в его мадраса. В 1046 г., вернувшись из хаджжа, ал-К. начал преподавать в ней хадисы (маджлис ал-имла’) и вскоре стал крупнейшим религиозным авторитетом Нишапура. Начиная примерно с 1048 г. аш‘аритско-шафи‘итская группировка, одним из лидеров которой был ал-К., подверглась жестоким гонениям со стороны нишапурских ханафитов, которых поддерживал сельджукский вазир ал-Кундури. Ал-К. попал в тюрьму, затем был освобожден своими сторонниками и эмигрировал в Багдад, где преподавал хадисы при дворе халифа ал-Ка’има. Он неоднократно обращался с письменными и устными «жалобами» (шикайа) к властям, в частности к самому ал-Кундури, указывая на несправедливое преследование хорасанских аш‘аритов. В «шикайа» сжато формулировались основные догматы аш‘аритского учения, доказывалось его «правоверие» и коренное отличие от му‘тазилитских доктрин. «Шикайа» не изменили позиций ал-Кундури, и ал-К. пришлось жить в изгнании вплоть до 1063 г., когда вазир попал в опалу, а затем был казнен (1064 г.). Вернувшись в Нишапур, ал-К. много преподавал и писал. Он умер, окруженный учениками и многочисленным потомством (шесть сыновей и несколько дочерей).
Ал-К. приписывают от 20 до 30 сочинений по разным отраслям мусульманской науки: эгзегеза (2 тафсира), хадисы, теория и практика суфизма. Наибольшим авторитетом и влиянием пользовалось его ар-Рисала фи ‘илм ат-тасаввуф, которое служило и служит пособием для суфиев. В нем изложены биографии наиболее известных суфиев, их взгляды на мусульманскую догматику, объясняется суфийская терминология и т. д. В целом в ар-Рисала, как и в других своих сочинениях, ал-К. стремился соединить суннитский ислам в аш‘аритской трактовке с суфизмом, доказать их «правоверие», сделать их приемлемыми для всей общины. В этом отношении ал-К. выступает как идейный предшественник знаменитого аш‘аритского богослова, симпатизировавшего суфизму,— ал-Газали. Один из сыновей ал-К., Абу-н-Наср ‘Абд ар-Рахим, продолжая дело отца, стал активным проповедником аш‘аритского учения. Он пользовался авторитетом у вазира Низам ал-мулка. Некоторое время Абу-н-Наср преподавал аш‘аризм в багдадской Низамии, чем вызвал нападки местных ханбалитов. Дело дошло до кровопролитных столкновений между его сторонниками и ханбалитами, в результате чего Абу-н-Наср вынужден был вернуться в Нишапур, где и умер в 1120 г.
Лит-ра: ал-Кушайри. Ар-Рисала; он же. Тартиб ас-сулук.— Al-Samarrai. The theme of ascension in mystical writings. Baghdad, 1968, 155—182; он же. Лата’иф ал-ишарат. 2-е изд. 1—5. Миср, 1983; он же. Арба‘а раса’ил фи-т-тасаввуф.— ММ‘И‘И. 1969, 17, 259—284, 1969, 18, 243—286; он же. Ap-Раса’ил ал-кушайрийа. Карачи, 1964; ас-Субки. Табакат, 2, 275—288, 3, 243—247; Ibn Khallikan. Dictionary, 2, 152—156; Р. В. Буллиет. Религиозно-политическая история Нишапура в XI в.— Мусульманский мир, 89—110: Захур ‘Ади. Абу-л-Касим ал-Кушайри.— ММЛ‘АД. 1981. 56, 753—793.
А.Д.Кныш