ал-Лакзи, Йусуф б. ал-Хусайн б. Да’уд Абу Йа‘куб ал-Факих ал-Баби (ум. до 1089-90 г.) — знаток хадисов и придворный историограф династии Аглабидов, правителей Баб ал-абваба (Дербента). Последователь школы аш-Шафи‘и. Родом из «страны лезгин» (Билад лакз). Обучался в Багдаде у шафи‘ита Абу-л-Музаффара ас-Сам‘ани (ум. в 1096 г.), деда автора «Китаб ал-ансаб» Абу Са‘да. Был знаком и с Абу Бакром ас-Сам‘ани, сыном Абу-л-Музаффара.
Сын ал-Л. — Абу ‘Абд Аллах ал-Хасан (ум. в середине ХII в.) — избрал суфийский Путь и проповедовал аш‘аритские взгляды.
Он учился в Багдаде у суфия-аш‘арита Ибн аз-Захра’ ат-Турайсиси (ум. в 1103 г.), последователя школы Абу-л-Касима ал-Ку-шайри (ум. в 1071 г.), с сыном которого, Абу Насром, он постигал суфийский Путь в рибате Абу Са‘да ас-Суфи. Ал-Хасан ал-Лакзи был особенно близок к суфию-шафи‘иту Абу Исхаку Ибрахиму б. Мухаммаду ас-Суфи (ум. в 1148 г.), ученику Абу Хамида ал- Газали.
Ал-Л. — автор хроники Дарбанд-нама, важнейшего источника по истории ислама на Кавказе. До настоящего времени под этим названием подразумевалось компилятивное сочинение XVII в. Мухаммада ал-Аваби ал-Акташи. Известное в многочисленных персидских, арабских, тюркских и дагестанских списках, оно выдержало целый ряд комментированных изданий на английском, немецком, русском, французском и других языках. Однако проблема его протографа Х-ХП вв., о существовании которого говорили многие исследователи, до сих пор не была решена из-за отсутствия достаточных фактических данных. Раскрыть некоторые аспекты этой проблемы позволяет изучение новых источников. В частности, один из ближайших учеников ал-Л.— Абу Бакр Мухаммад ад-Дарбанди (ум. в 1145 г.) — на рубеже ХI-ХII вв. написал объемистый суфийский энциклопедический словарь Райхан ал-хака’ик ва-бустан ад-дака’ик («Базилик истин и сад тонкостей»), который сохранился до наших дней. Из рукописи этого сочинения явствует, что в конце XI в. в Дербенте с помощью Сельджукидов произошла смена власти: правление династии Хашимидов было пресечено, к власти пришли Аглабиды, представители местной знати. Именно по этой причине Маммус ал-Лакзи, историограф Хашимидов и автор Та’рих Баб ал-абваб ва-Ширван, был вынужден прервать повествование своей хроники и бежать из Дербента. Аглабиды нуждались в серьезном обосновании своих политических претензий на верховенство в Дербентском эмирате, поэтому появление проаглабидского источника было закономерным.
Мухаммад ал-Акташи прямо пишет о том, что при описании ранней истории он пользовался только одним источником — Таварих-и Дарбанд-нама. В его задачу входило перевести на тюркский язык наиболее интересные фрагменты этого источника, касающиеся истории построения и завоевания Баб ал-абваба, при этом он должен был избегать персидских и арабских выражений и сложных терминов. Исследования показывают, что ал-Акташи действительно писал свой труд с использованием источника, принадлежавшего к ярко выраженной проаглабидской ориентации. Возможность существования такого источника допускал и В.Ф.Минорский, правда, лишь в качестве одной из возможных версий. Решение этого вопроса позволило бы помимо всего прочего выявить степень достоверности различных сведений Дарбанд-нама: некоторые фрагменты источника, представляющие собой попытки историографа Аглабидов намеренно удревнить этот род и подвести под его претензии фундамент традиций, по сей день воспринимаются исследователями без должного критического анализа. То обстоятельство, что проаглабидский протограф Дарбанд-нама содержит массу неточностей и ошибок, которых нет в Та’рих Баб ал-абваб ва-Ширван, показывает, что автор его не был знаком с этой хроникой. Таким образом, протограф этого сочинения, точнее, первоначальная версия Дарбанд-нама, давшая название позднейшей компиляции ал-Акташи, могла быть написана после прихода к власти Аглабидов (1075 г.), но до появления в Дербенте хроники (после 1106 г.). Самого автора ее следовало бы искать среди дербентских историков, симпатизировавших Аглабидам. Об этом прямо говорит Мухаммад ад-Дарбанди в своем Райхан ал-хака’ик: в ходе политического противоборства в городе некоторые дербентские шайхи открыто выступили на стороне Аглабидов. Наиболее ревностным сторонником новой власти показал себя именно ал-Л. О его преданности Аглабидам свидетельствует хотя бы тот факт, что, когда суфийская верхушка, поддержанная народом, выступила в Дербенте против эмира с требованием выпустить из тюрьмы судью Абу Му‘аммара и его сына, отсидевших свой срок, он сначала отправил своего ученика Мухаммада ад-Дарбанди понаблюдать за этими событиями, а затем сам отправился отговаривать от выступлений их главного зачинщика — суфия Абу-л-Хасана ал-Джурджани.
Сочинение некоего Йусуфа ад-Дарбанди, озаглавленное Дарбанд-нама, уже упоминалось в научной литературе в числе исторических источников, созданных в XIX в. Однако данная рукопись так и не была атрибутирована. Личность автора также оставалась неизвестной: ни один автор XIX в. не упоминает Йусуфа ад-Дарбанди как своего современника. С другой стороны, вряд ли компиляция нового времени была бы названа столь известным именем. Наконец, имя Йусуфа ад-Дарбанди приводится в одном из матенадаранских списков Дарбанд-нама в качестве его автора. Несомненно, это еще одно, помимо Райхан ал-хака’ик, упоминание в источниках имени автора первоначальной редакции Дарбанд-нама. Зная, что ал-Л. скончался до 1089-90 г., можно сузить хронологические рамки написания первоначального Дарбанд-нама до 80-х гг. XI в.
Лит-ра: ад-Дарбанди. Райхан, 34а; Ибн ал-‘Имад. Шазарат, IV, 135; Минорский. История, 21-26; Ч.А.Стори. Персидская литература. Биобиблиографический обзор. Перераб. и доп. Ю.Э.Брегель. Ч. I-III. М., 1972, 1284; В.В.Бартольд. К вопросу о происхождении Дербенд-наме // Бартольд. Соч., 8; А.Р.Шихсаидов. К изучению дагестанских исторических сочинений // Восточное историческое источниковедение и специальные исторические дисциплины. Вып. 1. М., 1989, 176; Шихсаидов, Айтберов, Оразаев. Сочинения; Аликберов. Автореферат; он же. О протографе Дарбанд-нама и его авторе || Восток: прошлое и будущее народов. М., 1991, 4, 63-65; он же. Эпоха, 313-318.
А.К.Аликберов