ал-МАНС̣ӮРӢЙА — мансуриты, община «крайних» шиитов, последователи Абу Мансура ал-‘Иджли.
Доксографы сообщают, что основатель общины вырос в пустыне и был неграмотным. После смерти 5-го имама Мухаммада ал-Бакира (732 г.) Абу Мансур открыто выступил в Куфе, где у него был свой дом, провозгласив себя преемником (халифа) этого имама, его доверенным. Затем он стал претендовать на пророческую миссию, утверждая, что Аллах приблизил его к себе и, говоря по-сирийски, назвал его своим сыном. Пророчество продолжится в шести его потомках, последний из которых будет махди. Проповедуя, что Аллах не прекращает посылать на землю своих «вестников», Абу Мансур объявил себя «клочком неба» (кисф, отсюда другое название М.— кисфиты), упавшим на землю. Под небом он подразумевал род Мухаммада — хашимитов, а под, землей — шиитов. Он утверждал, что Аллах послал Мухаммада с Кораном, а его—с толкованием Корана.
Абу Мансур и его последователи аллегорически толковали рай, ад, воскресение, по существу отрицая их. Религиозные предписания они также толковали иносказательно, рассматривая их как «имена людей», правление которых Аллах объявил запретным. Абу Мансур приказывал своим приверженцам тайно убивать «лицемеров», объявляя своих противников «многобожниками», а борьбу с ними — скрытой войной за веру. Деятельность Абу Мансура продолжалась несколько лет. Лишь в период наместничества в Ираке Йусуфа б. ‘Умара ас-Сакафи (738—742) Абу Мансур и часть М. были схвачены и казнены. Оставшихся в живых возглавил его сын, ал-Хусайн, который также претендовал на пророческую миссию. Его последователей называли хусайнитами. Как сообщают источники, множество людей приняло его учение, признало его пророчество, собирало для него деньги. Около трех десятилетий мансуриты-хусайниты успешно прпагандировали свое учение. В правление ал-Махди (775—785), который жестоко преследовал «заблудших», ал-Хусайн был схвачен, доставлен к халифу и по приказу последнего распят. Халиф изъял у него огромное богатство и усиленно, разыскивал его приверженцев. Часть из них была схвачена и казнена.
Учение М., как и учения других «крайних» шиитов, действовавших в Ираке, впитало в себя элементы иудео-христианских верований. Так, Абу Мансур проповедовал, что первым Аллах сотворил ‘Ису (Иисуса). Свои претензии на завещание имама Мухаммада ал-Бакира он также подкреплял библейской историей о том, как завещание Моисея было вверено на время пророку из другого рода, а затем возвращено потомкам Аарона.
Лит-ра: ан-Наубахти. Шиитские секты, 140—141; ал-Аш‘ари; Макалат, 9—10, 24—25; ал-Багдади. Ал-Фарк, 243 — 245; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 156—157; W. F. Tucker. Abu Mansur al-‘Ijli and the mansuriyya: a study in medieval terrorism. — DI. 1977, 54/1, 66 — 76.
С.М.Прозоров