ал-МА̄РӮНӢЙӮН (ал-мавāрина; эпоним — сирийский отшельник IV—начала V в. Марон, или Марун) — марониты, приверженцы этноконфессиональной христианско-униатской группы, выделившейся в V—VIII вв. среди населения Северо-Западной Сирии и Северного Ливана. В вероучении М. долго сохранялись элементы монофелитства. Несмотря на латинизацию обрядности М., она имеет много общего с западным (яковитским) и восточным (несторианским) толками сирийского христианства. В литургии частично применяется сирийский язык, вытесненный в живой речи М. еще в средние века ливанской разговорной формой арабского. В социальной организации сказалось влияние ислама (действуют некоторые юридические суннитские нормы, существуют церковные вакфы и т. д.). Йуханна Марун (ум. ок. 700 г.) считается первым патриархом М., основателем их самостоятельной церкви.
В конце VII в. большинство М. переселилось из Сирии в Ливан. В XII—XIII вв. духовная и светская знать М. поддержала крестоносцев и установила связи с римской курией, которые прервались при мамлуках и, возобновившись в XV в., привели к принятию унии всей общиной (окончательно в XVIII в.). В XVII—XVIII вв. районы, населенные М., были включены в Ливанский эмират, составлявший часть Османской империи. Некоторые представители светской верхушки М. получили земельные пожалования икта‘ и, как и шайхи друзов, вошли в потомственную иерархию ливанской знати. Правящие эмиры династии Шибахов приняли христианство маронитского толка. Османские власти фактически предоставили М. статус автономной общины-миллета (милла), официально признанный лишь в 1841 г. Европейские католические круги в своем проникновении на Ближний Восток стремились опереться на М., используя с этой целью межобщинные конфликты в Горном Ливане. В XIX в. маронитская церковь стала крупнейшим земельным собственником страны, а ее патриарх (зимняя резиденция в Бкирки, летняя в Димане) — одним из влиятельнейших лидеров. По «Национальному пакту» (1943 г.) президентом Ливана мог быть только М., за ними были закреплены и некоторые другие ключевые посты.
Большинство М. заняты в сельском хозяйстве, также в торговле, сфере услуг, промышленности. Среди них немало представителей буржуазии и лиц «свободных профессий». Помимо Ливана незначительная часть М. постоянно проживает в Сирии, на Кипре, в Израиле, в Иордании. Многие М. находятся в эмиграции. В борьбе за сохранение конфессионального строя в Ливане консервативные круги отождествляют конфессиональное и этническое, стремясь изолировать М. от остального арабского мира.
Лит-ра: Родионов. Марониты; Бутрус Дау. Та’рих ал-маварина ад-дини ва-с-сийаси ва-л-хадари мин мар Марун ила мар Йуханна Марун. 1—2. Бейрут, 1970—1972; Р. Dib. Histoire de L’Eglise maronite. Beyrouth, 1962.
М.А.Родионов