ал-МУГӢРӢЙА — мугириты, община «крайних» шиитов, последователи ал-Мугиры б. Са‘ида ал-‘Иджли. В период наместничества Халида б. ‘Абдаллаха ал-Касри в Ираке (72-4—738) ал-Мугира открыто выступил в Куфе, объявив себя «пророком», а Мухаммада б. ‘Абдаллаха—махди. По приказу наместника ал-Мугира и группа его сторонников были схвачены и сожжены (736 г.). Последователи ал-Мугиры не признавали имамат Джа‘фара ас-Садика, утверждая, что имам Мухаммад ал-Бакир (ум. в 732 г.) завещал имамат ал-Мугире до пришествия махди. В 762 г. в борьбе за имамат погиб Мухаммад б. ‘Абдаллах, однако М. и часть аббасидских шиитов, присягнувших ему как имаму, отрицали факт его смерти, утверждая, что был убит шайтан в его облике, что сам он скрывается в горах и что именно он, соименный пророку Мухаммаду, явится как махди. Отсюда их другое прозвание — мухаммадиты.
Доксографы обвиняли ал-Мугиру в антропоморфизме, поскольку он представлял своего бога в облике «человека из света», части тела которого имеют вид букв алфавита, а из сердца истекает мудрость. Согласно космогоническим представлениям ал-Мугиры, началом сотворения мира стало «величайшее имя» Аллаха. Из пота разгневанного Аллаха образовались два моря: светлое, пресное, и темное, соленое. Из этих морей Аллах сотворил солнце и луну, землю и другие планеты. Из этих же морей он сотворил сначала тени людей, а затем и их самих: из светлого моря—верующих, из темного — неверующих. Шииты, по его мнению, как олицетворение добра, сотворены из светлого моря, а их враги, в том числе Абу Бакр и ‘Умар,— из темного. Учение ал-Мугиры о сотворении мира глубокими корнями уходило в зороастризм и манихейство с их дуализмом Света и Тьмы, Добра и Зла.
Лит-ра: ал-Аш‘ари. Макалат, 6—9, 23—24; ал-Багдади. Ал-Фарк, 238—242; Ibn-el-Athiri Chronicon quod perfectissimum inscribitur. Ed. C. J. Tornberg. 5. Lugduni Batavorum, 1871, 15-4—155. W. F. Tucker. Rebels and gnostics: al-Mugira ibn Sa‘id and mugiriyya.—Arb. 1975, 22/1, 33—47.
С.М.Прозоров