«Ал-Мутаввал» – название комментария в области арабского языкознания, написанного ат-Тафтазани к работе Хатиба Казвини (ум. 739 г. х. / 1338-1339 г. н.э.) под названием «Талхис ал-Мифтах». Ат-Тафтазани начал составление этого комментария в 742 г. х. / 1341 г. н.э. и завершил его в 748 г. х. / 1347-1348 г. н.э. в Герате [1].
К этой работе было написано множество комментариев и толкований, включая примечания Мир Саида Шарифа Джурджани (ум. 816 г. х. / 1413-1414 г. н.э.), который был автором книги «Та‘рифат» [2], примечания Сиалкоти [2], примечания Джулби Фанари [3], а также примечания Дисуки [4]. Множество примечаний было также написано к самим примечаниям [5]. Некоторые также обращают внимание на комментарии к произведению ат-Тафтазани, написанные в стихотворной форме [6].
Во введении к «Ал-Мутаввал» ат-Тафтазани положительно отзывается о Хатибе Казвини и его произведении [7]. Он называет две книги Абд ал-Каххара Джурджани («Далаил ал-И’джаз» и «Асрар ал-Балага») важнейшими источниками для своей работы [8]. В своем комментарии он не производит полноценный критический обзор «Талхис ал-Мифтах». Тем не менее, он выражает несогласие с некоторыми идеями Казвини, предпочитая другие точки зрения [9]. Другие комментаторы «Талхис ал-Мифтах», такие как Исам ад-дин Исфарайи (ум. 944 г. х. / 1537-1538 г. н.э. или 951 г. х. / 1544-1545 г. н.э.), также опирались на комментарий ат-Тафтазани [10].
По всей видимости, в первый раз данный труд был напечатан в 1260 г.х. / 1844-1855 г. н.э. в Стамбуле [11]. Был также напечатан ряд литографических изданий книги в период с 1266 г. х. / 1850-1851 г. н.э. по 1323 г. х. / 1905-1906 г. н.э. в Тегеране, Тебризе и в некоторых городах Индии [12].
В этой книге ат-Тафтазани главным образом обращается именно к вопросам риторики (балага), хотя и в ней затрагиваются аспекты философии, логики и богословия [13].
«Ал-Мутаввал» – одно из произведений, которое в прошлом пользовалось популярностью в научных кругах Ирана и входило в число важных учебных пособий. Многие студенты стремились усовершенствовать свои навыки, опираясь на это сочинение. Тем не менее, в настоящее время она известна в первую очередь как справочное пособие, интересное тем, кто занимается арабской риторикой.
Литература:
- Алави Мокаддам, Мухаммад. Бахси дарбаре-йе кетаб-е Мутаввал-е Са‘д ад-дин Тафтазани ва та’сир-е ан дар кетаб-е балаги (Спор о книге «Мутаввал» Са‘д ад-дина Тафтазани и её влиянии на произведения о риторике). Мешхед, 1363 г. с.х. № 5.
- Багдади. Хидайа.
- Ван Дайк, Эдвард. Иктифа’ ал-Кану’. Каир, 1313 г. х. / 1896 г. н.э.
- Зирикли. А‘лам.
- Мишар, Ханбаба. Му’аллифин-е кутуб-е чапи-йе фарси ва ‘араби (Авторы опубликованных книг на персидском и арабском). Тегеран, 1341 г. с.х.
- Саркис, Йусуф Элиан. Ма‘джум ал-Матбу‘ат ал-Арабийа (Каталог арабских печатных изданий). Каир, 1346 г. х. / 1928 г. н.э.
- Тадждил, Джалил. Эктебасат-е Са‘д ад-дин Тафтазани аз Абд ал-Кахер Джорджани (Цитаты Са‘д ад-дина Тафтазани об Абд ал-Кахире Джурджани) // Журнал Литературного и гуманитарного факультета. Тегеран, 1356 г. с.х. № 1.
- Тафтазани, Мас‘уд. Ал-Мутаввал / С прим. Мир Саида Шарифа Джурджани. Кум: Мактабат ад-Давари.
- Хаджи Халифа. Кашф.
- Хусайни, Ахмад. Фехрест-е Носхаха-йе хатти-йе Кетабхане-йе Омуми Айаталлах Голпайгани (Каталог рукописей Публичной библиотеки Аятоллы Гулпайгани). Кум, 1357 г. х.
Сара Хаджи Хосейни
