ал-Мутарризи, Абу-л-Фатх Насир б. Аби-л-Макарим ‘Абд ас-Саййид б. ‘Али ал-Хваризми (1144–1213) — известный факих—ханафит, филолог-грамматист. Родился в г. Джурджанийа (Хваризм) в год смерти аз-Замахшари (1075–1144) — знаменитого хорезмийского филолога и автора му‘тазилитского комментария к Корану. Став авторитетным филологом и ревностным сторонником му‘тазилизма, ал-М. был прозван современниками «преемником» (халифá) аз-Замахшари. Судя по нисбе, ал-М. (араб., «вышивальщик») или его предки занимались вышиванием одежды.
Первым учителем ал-М. был его отец, давший ему начальное образование. Затем он изучал традиционные религиозные науки у разных учёных; арабский язык ему преподавал известный хатиб, факих и поэт ал-Муваффак ал-Макки (ум. в 1172 г.), фикх он изучал под руководством Мухаммада ал-Хваризми ал-Баккали (ум. в 1176 г.), хадисы — у Абу ‘Абд Аллаха Мухаммада б. ‘Али б. Аби Саʻда ат-Тажира и других мухаддисов.
В 1205 г. по пути в Макку (Мекка) он посетил Багдад, где участвовал во многих диспутах учёных и проповедовал му‘тазилизм — об этом свидетельствовал, в частности, Ибн ан-Наджжар (ум. в 1245 г.).
Ал-М. умер в Хваризме, оставив немало учеников, которые заняли видное место в истории исламской цивилизации. Среди них ал-Касим б. ал-Хусайн (1160–1221) — известный арабоязычный поэт, филолог; ‘Абд ас-Саттар ал-Кардари (1164–1244) — ханафитский факих, получивший почётный титул шамс ал-а’имма («солнце имамов»); Мухтар б. Махмуд аз-Захиди ал-Газмини (ум. в 1259 г.) — ханафитский факих и др.
Ал-М. — автор 11 сочинений, посвящённых в основном арабскому языкознанию и поэтике.
Главный труд ал-М., прославивший его как лексиколога, — ал-Мугриб фи тартиб ал-Му‘риб («Удивительная книга по упорядочению книги, разъясняющей слова»), толковый словарь терминов ханафитской школы фикха. О популярности этого словаря свидетельствует тот факт, что в средневековых источниках ал-М. упоминается часто не по имени, а как «автор ал-Мугриба» (сахиб ал-Мугриб). Этот словарь до сих пор широко известен среди арабских учёных. В последний раз он был издан в 1979 г. на основе двух ценных рукописных копий, одна из них выполнена в 1196-97 г., т.е. ещё при жизни автора, вторая — спустя 12 лет после его смерти. Обе копии были сверены с оригиналом.
В отличие от других классических словарей в ал-Мугрибе слова расположены в алфавитном порядке согласно корневым буквам — 1-2-3. Словарь состоит из 28 глав, каждая глава посвящена соответственно отдельной букве арабского алфавита.
Другое известное сочинение ал-М. — ал-Мисбах фи ‘илм ан-нахв («Светильник грамматики») — посвящено арабской грамматике и использовалось в мадрасах как учебник. Автор написал его в качестве учебного пособия для своего сына, но сочинение оказалось очень популярным в мусульманском мире и стало объектом многочисленных комментариев не только на арабском, но и на персидском и тюркском языках. Многочисленные комментарии к ал-Мисбаху также свидетельствуют о его популярности. Критический текст этого сочинения подготовил Йасин Махмуд ал-Хатиб (издан в 1997 г. в Байруте).
Ещё одно известное сочинение ал-М. — ал-Идах фи шарх Макамат ал-Харири. Это комментарии к Макамам Абу-л-Касима ал-Харири (1054–1122). Труд состоит из двух частей: первая посвящена толкованию терминологии поэтики (‘илм ал-балага) ал-Харири, во второй разъяснены трудные выражения всех пятидесяти макам. Сочинение было издано литографским способом в Иране в 1855 г.
В рукописном собрании ИВР РАН хранится неатрибутированный комментарий к Макамам ал-Харири. Исследование начала рукописи, приведённое в каталоге, дало основание предположить, что это копия второй части упомянутого комментария ал-М. к сочинению ал-Харири. Более того, из слов самого ал-М. в предисловии к первой части явствует, что он написал сначала комментарии к Макамам, а затем добавил объяснение поэтической терминологии. Возможно, петербургская рукопись — копия первоначального варианта ал-Идах, существовавшего, следовательно, как минимум в двух вариантах.
Из сохранившихся, но неизученных и неизданных сочинений ал-М. следует упомянуть ар-Рисала фи и‘джаз ал-Кур’ан («Трактат о неподражаемости Корана») и ал-Икна‘ ли-ма хувийа тахт ал-кина‘ («Удовлетворение сущностью под покровом»).
Что касается поэтического наследия ал-М., то источники утверждают, что он был хорошим поэтом, хотя и не сообщают, составил он сборник собственных стихов (диван) или нет. Сохранилось несколько образцов поэтического творчества ал-М., дающих возможность оценить его мастерство. Они написаны в традиционных жанрах арабской поэзии — мадх, газал, зухдийат, хамрийат и др.
Лит-pa: Yaqut. Irshad al-arib ila ma‘rifat al-adib / Ed. by D.S.Margoliouth. Vol. 7. London, 1931, 202; Ибн ан—Наджжар. Ал-Мустафад мин зайл тар’их Багдад. Байрут, 1986, 404–405; Ибн Халликан. Китаб вафайат ал-аʻйан ва абна’ аз-заман. Ал-Джуз’ 1–2. Ал-Кахира, 1275 г.х., II, 199; Lexicon bibliographicum et encyclopaedicum a Mustafa ben Abdallah Katib Jelebi dicto et nomine Haji Khalifa celebrato compositum… Gustavus Fluegel. London, 1852, 5, 648–649; ‘Умар Рида Каххала. Муʻджам ал-му’аллифин (Тараджим мусаннифи ал-кутуб ал-‘арабийа). Ал-Муджаллад 1–15. Димашк, 1956–1961, XIII, 71; M.S.Ćogenli. El-Mutarrizi hayati ve eserleri // Fen-Edebiyat fakültesi edebiyat ilimleri araştırma dergisi. Sayı: 18. Erzurum, 1990, 73–87; А.Хабибуллаев. Ал-Мутарризи ва унинг ал-Мугриб асари // Шаркшунослик. Тошкент, 1995, № 6, 79–84; он же. Замахшарийнинг таникли издоши // Хоразмлик буюк аллома. Тошкент, 1998, 110–125.
А.Хабибуллаев