ал-МУФӢД, аш-Шайх̱ Абӯ ‘Абдалла̄х Мух̣аммад б. Мух̣аммад ал-‘Укбарӣ ал-Х̣а̄рис̱ӣ (948 или 950— 1022) — знаменитый шиитский богослов и факих, теоретик и активный проповедник имамитского толка. Его отец был учителем в Васите, отсюда и первое прозвище Мухаммада — Ибн ал-му‘аллим («сын учителя»). Ал-М. родился в селении ал-‘Укбар (к северу от Багдада). Вместе с отцом он перебрался в Багдад, где его учителями были ‘Али б. ‘Иса ар-Румани, Абу-л-Касим Ибн Кулуйа (ум. в 978 г.), Ибн Бабуйа ас-Садук (ум. в 991 г.), Абу Талиб аз-Зурари (898—97*9), Абу Бакр ал-Джи‘аби и др. Получив хорошее образование и обладая даром красноречия, ал-М. приобрел славу искусного полемиста и стал фактическим лидером имамитских богословов. Пропагандистская деятельность ал-М. проходила под покровительством Буидов и способствовала распространению имамитских догматов в Ираке, особенно в Багдаде. Открытая проповедь и исповедание имамитских догматов привели к обострению шиитско-суннитских отношений, к кровопролитным столкновениям между ними.
Особенно частыми и опасными были столкновения в конце X — начале XI в. между суннитами-хашимитами, проживавшими в квартале Баб ал-Басра, и шиитами ал-Карха. Чтобы погасить накал религиозной вражды, власти были вынуждены на время удалить из Багдада ал-М.— духовного вождя шиитов.
Ал-М.— автор около 200 сочинений (из них 25 сохранилось): это «Опровержения» му‘тазилитов разных школ (ал-Асамма, ал-Джахиза, ‘Аббада б. Сулаймана, Джа‘фара б. Харба, ал-Халиди и др.) по вопросам имамата, многочисленные «Разъяснения» и «Ответы» на вопросы из разных городов (по богословию, философии, фикху), полемические сочинения, направленные против ханбалитов, исма‘илитов, зайдитов, «крайних» шиитов. Ряд сочинений ал-М. посвятил теории имамата, вопросам богословия и фикха, толкованию Корана и хадисов, истории шиитов, описанию жития имамов. Диспуты ал-М., его избранные речи были собраны в книгу под названием ал-‘Уйун ва-л-махасин, краткая редакция (ал-Фусул ал-мухтара) которой в исполнении его ученика, алидского накиба в Багдаде аш-Шарифа ал-Муртада (966—1044) имеет хождение среди шиитов и поныне (неоднократно издавалась). Деятельность ал-М. проходила в период обострения идеологической борьбы между сторонниками различных религиозно-политических партий и школ, прежде всего между суннитами, шиитами и му‘тазилитами. Шиитов упрекали в приверженности к антропоморфизму, в признании безусловного предопределения и т. д. В этих условиях ал-М. выступил в роли защитника вероучения шиитов-имамитов, призванного отклонить все обвинения против них, показать «правильность» их ислама и его отличие от прочих учений. По предложению алидского накиба ал-Хусайна б. Мусы ал-Мусави он составил фундаментальный трактат Ава’ил ал-макалат фи-л-мазахиб ва-л-мухтарат, в котором изложил догматику имамитов: учение о единобожии, о божественной справедливости, об имамате, их эсхатологические представления — и разъяснил расхождения по этим вопросам между шиитами-имамитами и му‘тазилитами. Это сочинение ал-М. и в современном шиитском мире признается авторитетнейшим источником по имамитской догматике.
Ал-М. умер в Багдаде, был похоронен на своем дворе, а несколько лет спустя его прах перенесли в ал-Машхад (ал-Казимайн). Место погребения ал-М. почитается и поныне.
Лит-ра: ан-Наджаши. Ар-Риджал, 311—316; ат-Техрани. Табакат, 5, 186—187; GAL, SBd., 1, 322—323; GAS, 1, 549—551.
С.М.Прозоров