ал-Мухи Дамадан б. Йа‘куб б. Туфа (1650-51 — 1724-25 или 1734) — разносторонний дагестанский учёный и преподаватель, с именем которого связано включение в систему исламского знания на Восточном Кавказе ряда точных и естественных наук. Продолжая дело своих предшественников из Южного Дагестана ‘Исы аш-Шангуди и Исма‘ила аш-Шинази, ал-М. заложил основы изучения астрономии, математических и медицинских наук в мадрасах Дагестана.
Родился в горном аварском сел. Мегеб (ныне: Гунибский р-н Дагестана), арабизованная форма названия которого стала нисбой учёного. Происхождение, родственные связи и жизненный путь ал-М. почти неизвестны. Сведения о его учителях отрывочны и противоречивы. По обычаю, как и наиболее одарённые ученики дагестанских мута‘аллимов, он переходил от одного мударриса к другому, посетив в своих странствованиях разные исламские культурные центры и школы Дагестана/Дагистана, Закавказья и Ближнего Востока. Сохранившиеся сочинения ал-М. обнаруживают влияние знаменитого дагестанского учёного-энциклопедиста Мухаммада б. Мусы ал-Кудуки (ум. в 1717 г.), учеником которого он, вероятно, был и, по некоторым дагестанским источникам, даже сопровождал в поездках по османскому Ближнему Востоку.
Сильное влияние на формирование ал-М. как учёного оказал один из суннитских мударрисов Тифлиса родом из Гянджи (Западный Азербайджан), имя которого источники не сохранили. Уже став прославленным учёным, ал-М. продолжал ежегодно навещать своего гянджинского наставника. Среди его учителей следует также назвать авторитетного учёного Казакилава ар-Ручи (из Арчиба, ум. в 1713 г.). К концу XVII в. ал-М. создал с ним свою мадрасу, в программе которой большое место отводилось математике и естественным наукам. Из её библиотеки сохранились некоторые сочинения по математике с читательскими глоссами ал-М., записанными им на полях в 1698-99 г.
Родное селение ал-М. входило в состав союза общин Андалал. Оно граничило с одним из крупнейших политических и культурных центров Дагестана — Кази-Кумухским ханством. В начале XVIII в. слава о нём как о талантливом учёном достигла могущественного правителя Сурхай-хана Казикумухского (ум. в 1748 г.), пригласившего ал-М. вместе с мударрисом Рахман-Кули ал-Ахти через своего секретаря Мухаммада ал-Убри руководить мадрасой в подвластной ему Шемахе. По достоинству оценив талант и способности учёного, Сурхай-хан сделал ал-М. своим библиотекарем, поручив ему свою обширную рукописную коллекцию. Из её книг учёный выбрал медицинский трактат Тухфат ал-му’мин («Подарок верующему»), вероятно, написанный врачом Мухаммадом ад-Дайлами ал-Мазандарани, и перевёл его, прокомментировав по трудам Ибн Сины (ум. в 1037 г.) и Абу Бакра Мухаммада ар-Рази (ум. в 1528-29 г.), сначала с персидского языка на арабский, к сентябрю 1734 г. в крепости Хачмас и на лакский язык. Этот объёмистый труд, посвящённый покровителю ал-М. Сурхай-хану, получил название Ханнал Мурад. В Дагестане оно было также известно по имени переводчика как Дамадан.
Ал-М. был одним из наиболее глубоко и разносторонне образованных дагестанских ‘улама’. Он хорошо знал литературу (адаб) на арабском и персидском языках, хорошо разбирался в ал-фикхе шафи‘итского толка и богословии (‘илм ад-дин). Современники утверждали, что он наизусть помнил трактат по догматике Шарх ал-‘ака’ид, а в филологии и знании «прекрасных имён» Аллаха равен знаменитому ал-Буни. Однако областью его преимущественных научных и преподавательских интересов оставались естественные и математические науки, не получившие до ал-М. особого распространения в мадрасах Дагестана и в целом Северного Кавказа и Закавказья. Он обладал обширными познаниями в тригонометрии, в совершенстве владел методом использования пропорции. Перу ал-М. принадлежат математические труды Мухтасар ал-Фара’ид («Краткое изложение ал-Фара’ид»), Тамарин фи-р-рийадийат («Упражнения по математике»), а также множество комментариев, глосс, заметок по отдельным сочинениям со ссылками на «Начала» Евклида и трактаты математиков средневекового мусульманского Востока.
На родине ал-М. прославился, прежде всего, своими трудами в области практической астрономии, таблицами исчисления дат лунного мусульманского календаря, схемами по определению направления ал-киблы и правилами использования астролябии. Его основным сочинением считался перевод с персидского на арабский язык комментария ‘Абд Аллаха-‘Али б. Мухаммад-Хусайна ал-Барджанди (ум. в 1525 г.) к Мукаддимат Зидж Улуг-бик («Введение к астрономии Улугбека») знаменитого среднеазиатского математика и астронома из Самарканда (ум. в 1449 г.). Перевод ал-М. отличает лаконичный, ясный и строгий стиль изложения, поэтому его широко изучали, переписывали и комментировали в Дагестане вплоть до XIX в. Ещё одно сочинение ал-М. — ар-Рисала фи ‘илм ал-фалак («Послание об астрономии») представляет собой астрономические таблицы и карты с обозначением сторон света, экватора, меридиана с указанием долгот и широт Макки/Мекки, Дарбанда/Дербента.
Учёный оставил нескольких учеников, среди которых наиболее известен Махад ал-Хури (ум. в 1734 г.) из лакского сел. Хури у с. Кумух, продолживший изыскания ал-М. в области математики, геометрии, алгебры и астрономии. Он написал два популярных в мадрасах дореволюционного Дагестана учебных комментария: Шарх хуласат ал-хисаб к трактату Хуласат ал-хисаб («Квинтэссенция счёта») дагестанского математика начала XVIII в. Исма‘ила Шиназского и Шарх ар-Ридван на труд неизвестного автора. Известен подготовленный Махадом с участием ал-М. архитектурный проект пятничной мечети в с. Хури, чьи каменные колонны были украшены самим ал-М. Однако сильной школы в сфере точных и естественных наук после смерти ал-М. на Кавказе не сложилось. В какой-то мере разработки были продолжены уже на рубеже XVIII–XIX вв. другим дагестанским математиком, Махадом б. Аййубом ал-Фалаки ал-Чухи (ум. в 1809-10 г.). В целом же, по верному замечанию мударриса и учёного XIX в. ‘Абд ар-Рахмана ал-Гази-Гумуки, дагестанцы не проявляли особой заинтересованности к занятиям математикой и астрономией.
Умер ал-М. в Гяндже, где работал мударрисом в последние годы жизни. Его похоронили рядом с учителем на склоне горы. Памятные записи из Дагестана называют разные даты его кончины: от 1718-19 до 1734 г.
После смерти ал-М. его образ (как и многих других дагестанских ‘улама’) подвергся стихийной «канонизации». Устные предания мегебцев приписывают ему дар предвидения и знание сокровенных тайн магии астрологии. По их словам, когда он шёл, даже земля прогибалась под ним. Центром культа шайха ал-М. стала его комната (худжра) у развилки дорог в местности Хажи Дамадан ‘ала (дарг. «Крепость хаджжи Дамадана») на родине учёного, в с. Мегеб, в которой он, по преданию, писал свои труды. В настоящее время женщины периодически производят там земледельческие обряды вызывания дождя, прекращения града и т.д., исполняя при этом «громкий» накшбандийский зикр и раздавая милостыню-садака.
Лит-ра: Назир ад-Дургели. Услада умов, 12, 15, 26, 44, 50; А.Омаров. Как живут лаки // ССКГ. 1870, вып. 3, 168–169; Гасан-эфенди Алкадари. Асари Дагестан. Махачкала, 1929; Саидов. Дагестанская литература, 118–123; Г.Г.Гамзатов. Ли Литература народов Дагестана дооктябрьского периода (типология и своеобразие художественного опыта). М., 1982; А.А.Исаев. Источники по истории развития медицинских знаний в Дагестане в XVIII — начале XX в. (на языках народов Дагестана) // Источниковедение средневекового Дагестана. Махачкала, 1986, 68–87; Шуайб б. Идрис ал-Багини. Табакат ал-хваджакан ан-накшбандийа. Димашк, 1996; Шихсаидов и др. Арабская рукописная книга, 205–206; Die Islamgelehrten Daghestans, 33, 51, 55–57; Алхасова. Дауд Хаджжи ал-Усиши.
Д.М.Алхасова