ал-МУШАББИХА (или ахл ат-ташбӣх; «уподобляющие», антропоморфисты) — мушаббихиты, общее название последователей различных догматических школ, так или иначе представлявших Аллаха в человекоподобном образе. Для первых поколений мусульман, незнакомых с более сложными религиозно-философскими системами, было привычным представление божества в виде человекоподобного существа. И хотя в Коране нет прямого уподобления Аллаха человеку, но в нем немало выражений, дающих основание для их сравнения: об Аллахе говорится как о видящем, слышащем (2:127/121), восседающем на троне (20:5/4), имеющем лик (5.5:27), глаза (5-4:14), руки (38:75) и т. д. Вместе с тем в Коране настойчиво подчеркивается единственность Аллаха, его непохожесть ни на что в мире. Противоречивость Корана в этом вопросе на многие века предопределила разногласия среди богословов. Как важнейший элемент основного догмата ислама— учения о единобожии — представления о божественной сущности и божественных атрибутах стали одним из предметов острой полемической борьбы в мусульманском обществе. Последователям первоначального ислама (прежде всего захиритам), настаивавшим на буквальном понимании антропоморфических выражений в Коране, противостояли му‘тазилиты-му‘аттилиты, отрицавшие наличие у Аллаха свойств, порожденных человеческими представлениями, и аллегорически толковавшие соответствующие коранические выражения. Промежуточное положение заняли маликиты, учившие безраздельно верить этим выражениям, не пытаясь истолковать их смысл (би-ла кайфа, т. е. не задавая вопросов как?).
Буквальное понимание антропоморфических выражений в Коране логически и естественно приводило к представлению Аллаха в образе человека. Первыми пришли к этому «крайние» шииты (мугириты, мансуриты, хаттабиты и др.), обожествлявшие шиитских имамов или своих избранников. Другие представляли Аллаха в виде человека из света (байаниты) или наполовину полым, черноволосым, но бестелесным (джаваликиты). Третьи (Мукатил б. Сулайман, ум. в Басре в 767 г., Да’уд ал-Джавариби и др.), наделяя Аллаха человеческими атрибутами («Аллах есть тело, плоть и кровь наподобие человека»), считали, однако, что он не похож ни на что и ничто не похоже на него.
Мусульманские доксографы относили к М. также тех богословов, которые в антропоморфическом духе судили о божественных атрибутах, отрицая их предвечность или толкуя их аллегорически. Такую позицию занимали сторонники возникновения божественных атрибутов (знание, желание, речь и т. д.), считавшие Аллаха субстратом преходящих свойств. Это проповедовали каррамиты, шииты-зурариты и др. Компромиссного мнения придерживался шиитский богослов Хишам б. ал-Хакам (ум. в Багдаде в 814 г.), утверждавший, что божественные атрибуты ни вечны, ни сотворены, ни Аллах, ни не-Аллах, ни часть его. Бытовали десятки мнений также о местоположении Аллаха, его троне, членах, именах и т. д. «Правоверные» богословы, в первую очередь ханбалиты, выступали как против уподобления Аллаха человеку (ат-ташбих), так и против лишения его атрибутов (ат-та‘тил).
Лит-ра: ал-Аш‘ари. Макалат, 207—222; ал-Багдади. Ал-Фарк, 225—230; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 98—102; Петрушевский. Ислам, 217.
С.М.Прозоров