ал-Усиши, ал—хаджж Дауд б. ‘Али б. Мухаммад (1655 или 1686–1757) — дагестанский учёный-энциклопедист, автор популярных на Северном Кавказе трудов по грамматике арабского языка, логике и шафи‘итскому толку ал—фикха. Родился в даргинском сел. Усиша (ныне Акушинский р-н Дагестана), по названию которого образована его нисба. Слава ал-У. на его родине была столь велика, что дагестанские ‘улама’ и переписчики XVIII — начала XX в. обычно называли его просто по имени — Дауд.
Сведения о детских и юношеских годах ал-У. скудны. Известно, что его отец был бедным пастухом. Мальчик проявлял большое рвение и способности к учёбе. Окончив начальный курс арабского языка в родном селении, он вскоре перешёл в мадрасу крупного соседнего сел. Акуша, а оттуда в мадрасу Кудутля, где его наставником стал известный учёный Мухаммад б. Муса ал-Кудуки (ум. в 1717 г.). Ал-У. отличался феноменальной памятью, мог наизусть цитировать множество книг с любой страницы и воспроизводить в точности незнакомый текст, услышанный однажды. Под руководством ал-Кудуки он изучил чуть ли не все арабоязычные сочинения, по которым обучались тогда в мадрасах Дагистана/Дагестана. Благодаря связям своего учителя на арабском Ближнем Востоке ал-У. совершил паломничество в Макку/Мекку, продолжив образование в Египте и Сирии, где, как сообщают дагестанские источники, он учился, а позднее работал мударрисом в 90-х гг. XVII в.
Вернувшись в Дагестан, ал-У. сначала преподавал в сел. Акуша, а после постройки мадрасы при пятничной мечети в его родном селении открыл там собственную школу. Мадраса ал-У. стала известным центром переписки популярных в то время сочинений арабских и дагестанских авторов, многие из которых (в частности, поэму Калила ва Димна) он перевёл на даргинский язык. Ещё в ХХ в. односельчане читали арабские сказки в его переводе. Ал-У. оставил после себя богатейшую библиотеку, которая при его жизни была передана в вакф Усишинской мечети.
Ал-У. разделял взгляды своего учителя Мухаммада ал-Кудуки на иджтихад, отличаясь самостоятельностью суждений, смелостью в выражении своего мнения по многочисленным вопросам общественной жизни, в частности о противоречиях между дагестанскими ‘адатами и шари‘атом, выступая за приведение первых в соответствие с общепринятыми нормами мусульманского права. Его живо интересовали политические события современности, в частности борьба горской знати и сельских общин горцев, бесконечные междоусобицы и экспансия Сафавидов на Восточном Кавказе. Учёный выступал за равноправие сословий, развитие мирных связей между мусульманскими и немусульманскими народами, осуждал узаконенные горским обычаем набеги (газв) дагестанцев на христианскую Грузию. По устному преданию, ал-У. первым призвал даргинцев перестать платить дань иранскому шаху. Когда к нему явился посланник шаха, ал-У. повёл его на кладбище и, указав на памятники на могилах предков, молвил: «Народ ни при чём, Вам обещали платить вот они — наши деды и прадеды, — требуйте от них!» Взгляды учёного, расходившиеся с мнением мусульманских «традиционалистов», вызывали раздражение части дагестанских ‘улама’.
Ал-У. был одним из образованнейших дагестанских учёных. Он хорошо разбирался в арабской филологии, логике и ал—фикхе. Известны его многочисленные комментарии в этих традиционных областях мусульманского знания. Это прежде всего грамматический трактат Хашийат Дауд («Супракомментарий Дауда») — супракомментарий к Шарх Марах ал-арвах османского учёного Ахмада б. Динкузи ар-Руми (1451–1481), который, в свою очередь, представлял собой комментарий к сочинению Ахмада б. ‘Али б. Мас‘уда (XIV в.) Марах ал-арвах («Радость душ»). Эта книга на протяжении XVIII–XIX вв. была одним из наиболее популярных учебников арабского языка в дагестанских мадрасах.
В десятках учебных копий из Дагестана дошёл другой его грамматический трактат — Хашийат Чарпарди («Супракомментарий к Чарпарди») — глоссы к комментарию османского учёного Ахмада б. ал-Хусайна ал-Чарпарди (ум. в 1345 г.) к сочинению по морфологии арабского языка аш-Шафийа («Исцеляющая») Ибн ал-Хаджиба (1174–1249). Есть сведения о том, что ал-У. составил также супракомментарий к трактату по арабской морфологии Тасриф ал-‘Иззи («Морфология ал-‘Иззи») багдадского учёного XIII в. ‘Изз ад-дина ‘Абд ал-Ваххаба б. Ибрахима аз-Занджани, однако текст этого сочинения обнаружить пока не удалось. Недавними археографическими экспедициями дагестанских востоковедов под руководством проф. А.Р.Шихсаидова было выявлено ещё одно сочинение ал-У. Это Таркиб ал-‘авамил ал-ми’а («Структура ста управляющих [частиц]») — краткий комментарий к сочинению по синтаксису ал-‘Авамил ал-ми’а Абу Бакра ‘Абд ал-Кахира б. ‘Абд ар-Рахмана ал-Джурджани (ум. в 1078 г.).
Дагестанские ‘улама’ увлекались разными разделами философии, особенно логикой. В XVIII в. её усердно изучали и комментировали. Не обошёл своим вниманием логику и ал-У. Известно о двух его сочинениях в этой области. Наиболее обстоятельное — Хашийат Ну‘ман представляло собой супракомментарий к Шарх ‘ала Исагуджи («Комментарий к Исагуджи») Ну‘мана б. аш-шайха Са‘ида аш-Ширвани (XVII в.), в основе которого лежал трактат Исагуджи персидского философа Асир ад-дина б. ‘Умар-‘Али ал-Абхари (ум. в 1264 г.), прокомментировавшего переведённое на арабский язык «Введение в категории Аристотеля» неоплатоника Порфирия (ум. в 301 г.). Кроме того, перу ал-У. принадлежат примечания к ар-Рисала аш-шамсийа фи-л-кава‘ид ал-мантикийа («Шамс[ад-диново] послание о правилах логики») — трактату по логике известного персидского философа Наджм ад-дина ‘Али б. ‘Умара ал-Казвини ал-Катиби (ум. в 1276 или 1294 г.). Текст последнего не сохранился.
Об авторитете ал-У. как правоведа свидетельствуют его многочисленные фатвы и глоссы, сохранившиеся на полях сочинений XVIII в. по мусульманскому праву. Он состоял в переписке с большинством шафи‘итских фукаха’, отвечая на задаваемые ему вопросы по мусульманскому праву. Современники и потомки особенно ценили его письма к Татилаву ал-Карати (из Караты), который задал учёному около 60 вопросов и получил на них подробные ответы, которые изучали и комментировали в Дагестане до начала XX в. Среди комментариев к фатвам ал-У. выделяются сочинения дагестанского правоведа 2-й половины XVIII в. Ибрахима ал-‘Уради.
Ал-У. продолжает пользоваться огромным авторитетом среди своих земляков, в памяти которых он превратился в шайха-чудотворца, наделённого сверхъестественными способностями. Усишинцы рассказывают, что он мог за несколько часов днём отправиться в Макку и ал-Мадину, совершить там молитву (ас-салат) и вернуться обратно. По другому устному преданию, во время похорон учёного раздался гром, и на его могилу с небес снизошёл свет. В конце ХХ в. на старом Усишинском кладбище рядом с могилой ал-У. построили зийарат в виде небольшого отдельно стоящего домика, где паломники могут помолиться и отдохнуть. В доме ал-У. живёт его прямой потомок Дауд-хаджжи Алиев — седьмой потомок, носящий его имя.
Лит-ра: Гасан-эфенди Алкадари. Асари Дагестан. Махачкала, 1929, 148; ‘Али ал-Гази-Гумуки (Каяев). Тараджим ‘улама’ Дагистан // РФ ИИАЭ. Ф. 25. Оп. 1. Д. 1; он же. О библиотеках в Дагестане // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991, 49; Назир ад-Дургели. Нузхат ал-азхан фи тараджим ‘улама’ Дагистан // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. М.-С. Саидова, № 95, 30; Саидов. Дагестанская литература, 118–123; Д.Х.Гаджиева. К описанию филологических сочинений, хранящихся в Рукописном фонде ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР // Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988, 67–74; А.Р.Шихсаидов. Письменные памятники Дагестана XIX в. (жанр биографий) // Письменные памятники Дагестана XVIII–XIX вв. Махачкала, 1989, 10; он же. Книжные коллекции Дагестана (к вопросу о формировании) // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991, 16; Шихсаидов и др. Арабская рукописная книга; Die Islamgelehrten Daghestans, 51, 52, 57–60, 72, 225; Алхасова. Дауд Хаджжи ал-Усиши.
Д.М.Алхасова