ал-Х̣АСАН ал-БАС̣РӢ, Абу Са‘ӣд б. Абӣ-л-Х̣асан Йаса̄р — крупнейший богослов раннего ислама (642—728). Родился в Медине, с 657 г. жил в Басре, там же и умер. В 66з—665 гг. участвовал в военном походе на территории нынешнего Афганистана. Когда правителем Ирака стал ал-Хаджжадж (694 г.), принял участие в организованной последним работе по снабжению букв в тексте Корана диакритическими значками. При халифе ‘Умаре II ал-Х. ал-Б. стал кади Басры. Группировавшийся вокруг него теологический кружок был центром интеллектуальной жизни Басры и всего Омейядского государства, а авторитет самого ал-Х. ал-Б. был столь высок, что к своим учителям его причисляли и традиционалисты (ахл ас-сунна), и рационалисты (му‘тазилиты), и суфии. Из скудных сведений о его воззрениях явствует, что в вопросе о свободе воли он придерживался точки зрения, характерной для кадаритов, и утверждал ответственность человека за совершаемые им в посюстороннем мире деяния. Вместе с тем в духе учения мурджиитов он заявлял, что спасения и места в раю мусульманин способен добиться, произнеся перед смертью первую часть шахады: «Нет никакого божества, кроме Аллаха». Позиции, средней между позициями хариджитов и мурджиитов, ал-Х. ал-Б. придерживался в вопросе о квалификации мусульманина, совершившего тяжкий грех (кабира): такового он считал мунафиком. Эта позиция соответствовала умеренным политическим взглядам богослова, стремившегося сохранить единство уммы и осуждавшего вооруженные конфликты между мусульманами. Сохранившиеся высказывания ал- X. ал-Б. свидетельствуют не только о его благочестии, но и о рационалистическом подходе к трактовке некоторых хадисов и объяснению отдельных деталей мусульманской обрядности, а также о критическом отношении к факихам.
Лит-ра: И. ‘Аббас. Ал-Хасан ал-Басри. Каир, 1952; А. Бадави. Та’рих ат-тасаввуф ал-ислами мин ал-бидайа хатта нихайат ал-карн ас-сани. 2-е изд. Кувейт, 1978, 152 — 217: Massignon. Essai, 174—201; Н. Н. Schaeder. Hasan al-Basri.—DI. 1925, 14, 1—75; И. Ritter. Studien zur Geschichte der islamischen Frommigkeit. 1. Hasan al-Basri.— DI. 1933, 21, I—83; J. Obermann. Political Theology in Early Islam: Hasan al-Basri’s Treatise on Qadar.—JAOS. 1935, 55. 138—162; M. Schwarz. The Letter of al-Hasan al-Basri.— Or. 1967, 20, 15—30: Watt. Period, 77—81, 99—104; Cook. Dogma, гл. 12.
T.К.Ибрагим, А.В.Сагадеев