ал-Х̣УРӮФӢЙА (от х̣урӯф — «буквы») — хуруфиты, шиитская община, основанная суфием Фазлаллахом Астарабади в конце XIV в. Фазлаллах с детства проявлял склонность к мистике и аскетизму и, по сведениям его биографов, обладал даром толкования снов. В 1386-87 г. он выступил с проповедью «нового откровения». Его первыми учениками были ремесленники и дарвиши. По сведениям современника, безуспешно пытался привлечь к своему учению завоевателя Тимура, его сына Миран-шаха, золотоордынского хана Тохтамыша. По подстрекательству самаркандских законоведов был обвинен Тимуром в тяжких грехах перед верой и государством и скрывался в Ширване. Там был арестован Миран-шахом, переведен в крепость Аланджак около Нахичевана и в 1394 (или 1401) г. казнен.
В начале XV в. учение X. распространилось по всей территории Ирана и Малой Азии. Крепость, где был казнен Фазлаллах, стала местом ежегодного паломничества его последователей, а Миран-шах был объявлен ими ад-Даджжалем и переименован в Маран-шаха («царь змей»). Церемония паломничества завершалась побитием камнями огня, который считается порождением сатаны.
Мистическое значение букв (хуруф) — основная отличительная особенность учения X. Суть доктрины— идея проявления божественного начала в человеке. Вселенная вечна. Движение вселенной и история человечества проходят повторяющиеся временные циклы. Начало каждого цикла знаменуется появлением Адама, окончание — Судным днем. Божественное проявление последовательно принимает формы пророчества, святости и боговоплощения. Мухаммад был «печатью пророков»; этап «святости» (вилайа) — более совершенный по сравнению с пророчеством, первым из святых считается ‘Али б. Аби Талиб, последним— шиитский имам ал-Хасан ал-‘Аскари. Этап манифестации (зухур) начинается с Фазлаллаха Астарабади— первого воплощенного бога. События и лица одного временного цикла повторяются в следующем цикле по принципу вечного возврата. Бог может воплотиться только в человеке и только путем точной и длительной манифестации в нем непостижимой божественной сущности, поскольку имя бога — Аллах — начертано на лице человека: нос — «алиф», две ноздри — два «лама», глаза — «ха». Непостижимая божественная сущность проявляет себя в слове. Слово же состоит из звуков, которые отождествляются с буквами (хуруф). Общая сумма букв и их числовых значений по абджаду составляет совокупность (сумму) всех эманационных и созидательных возможностей бога и является выражением самого воплощенного бога. В своих комментариях X. придают исключительное значение буквам и проводимым с их помощью «объяснительным» расчетам. Каббалистический тафсир к Корану дает возможность пояснить одну фразу другой, имеющей то же числовое значение. Мистика букв, заимствованная X. у исма‘илитов, доведена ими до крайности. Исповедание веры X. выражается формулами «Нет бога, кроме Ф-А-Х» (мистическая формула имени Фазлаллах), «Адам (=человек) есть наместник Аллаха», «Мухаммад — посланник Аллаха».
Привлечение в общину образованных горожан свидетельствует о большом внимании X. к интеллектуальным упражнениям (деятельности). X. оставили обширное литературное наследие, ряд их авторов разделили участь основателя общины.
Основы доктрины X, изложены в сочинениях Фазлаллаха Астарабади и его ученика ‘Али ал-‘Ала’. Первый был автором Джавидан-наме, написанной на классическом персидском языке и на астарабадском диалекте, и двух поэтических сочинений, Мухаббат-наме и ‘Арш-наме, на астарабадском диалекте. Перу второго принадлежат Эстева-наме, Махшар-наме и несколько поэтических сочинений. В числе сочинений X. есть книги, написанные на турецком и азербайджанском языках.
Как цельное и организованное движение община X. просуществовала недолго, распавшись на более мелкие общины. Самая известная из них — нуктавийа (пасихийа), основанная учеником Фазлаллаха, Махмудом Пасихани. Проповедь X. имела скрытую антифеодальную направленность, поэтому несколько последователей Фазлаллаха, пытавшиеся склонить к его учению наследников трона, поплатились за это жизнью. В одном из сочинений (Махрам-наме Сейида Исхака) говорилось о скором пришествии Махди, который избавит землю от тирании и насилия. Преследования X. со стороны властей происходили повсеместно. В том же, XV в. общины X. в Иране были разгромлены, но еще некоторое время существовали в османской Турции, выдавая себя за шиитов-имамитов, суннитов или суфиев. Учение X. оказало влияние на идеологию суфийского братства бекташийа и на различные течения иранского суфизма, в недрах которого оно возникло.
Лит-ра: Петрушевский. Ислам, 304—306; Textes persans relatifs à la secte des houroufis, publiés. traduits et annotés par M. C. Huart. — GMS, 1909, 9; H. Ritter. Studien zur Geschichte der islamischen FrOmrnigkeit. 2. Die Anfänge der Hurufisekte. Or. 1954, 7/1, 1—54; A. Bausani. Hurufiyya.—EI, NÉ. 3, 600—601.
А.И.Колесников