Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        АЛ-ХАДЖЖ ИЗ РОССИИ

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 29 июня, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья.
        • 2.
          Литература.
        • 3.
          Автор.

        ал-Хаджж (араб. «паломничество») из Рос­сии — одна из главных манифестаций при­надлежности к мусульманской общине и один из важнейших элементов взаимоотно­шений Российского государства и общины мусульман. Труды средневековых мусуль­манских историков и географов показывают, что у мусульманского населения террито­рий, вошедших в состав России, на протяже­нии веков сложилась устойчивая практика ал-Х. Последний играл огромную роль в рас­пространении в России религиозной практи­ки и обычаев мусульман других областей исламского мира. Примером может служить деятельность шайха ордена накшбандийа Зайнуллы (Зайн Аллаха) Расулева (1833— 1917), который после возвращения из ал-Х. первым ввел в Башкирии громкий зикр. Ал-Х. был и важнейшим каналом доставки на территории, вошедшие в Российскую им­перию, рукописей (позднее— печатных эк­земпляров) сочинений исламских авторите­тов, реально способствуя обмену идеями и взглядами в мусульманском мире.

        В конце XIX — начале XX в., когда число мусульманских подданных империи достиг­ло 16 млн. человек (вместе с зависимыми от России Бухарским и Хивинским ханствами), проблема паломничества в Макку/Мекку постепенно приобретала для России все большее значение, и в первую очередь пото­му, что ал-Х. рассматривался как путь про­никновения в Россию панисламских идей. Другие европейские державы также видели в ал-Х. явление прежде всего религиозно-по­литическое, так что волнения в колониях с мусульманским населением часто связыва­лись с приказом из Мекки.

        Согласно сообщениям русских военно-по­литических агентов, на мусульманских тер­риториях Российской империи существовала отлаженная система организации ал-Х. Рай­оны и области были поделены между «про­водниками» (араб. ед. ч. далил), имевшими своих «уполномоченных» (араб. ед. ч. вакия), которые ежегодно агитировали му­сульман совершить ал-Х. и занимались все­ми практическими вопросами его организа­ции. Существовавшая система поборов при­носила им значительные прибыли.

        К концу XIX в. сформировались три глав­ных пути паломничества российскоподданных мусульман: 1) по Закавказью и северной части Персии через Керманшах, Ханекин, Багдад, Карбалу/Кербелу и ан-Наджаф/Неджеф, а затем через пески Аравии к Мекке и ал-Мадине/Медине; 2) через Самарканд и Бухару в Афганистан, далее на Мазар-и Ша­риф, Кабул, Пешавар, Бомбей, оттуда морем в Джидду и Янбу; 3) через Одессу, Севасто­поль или Батуми морским путем в Констан­тинополь, Суэц, Джидду и Янбу.

        Российскоподданные паломники предпо­читали пользоваться старыми турецкими, персидскими, бухарскими или даже китай­скими паспортами. Это объяснялось как бю­рократическими сложностями, которыми было обставлено получение заграничного паспорта в России, так и периодическим (на­пример, в 90-е гг. XIX в.) запретом выдавать паспорта паломникам в связи с опасной в эпидемическом отношении обстановкой на Востоке. Отсутствие официальных докумен­тов не уменьшало числа российскоподданных паломников, но ставило их в зависимость от разного рода проходимцев, бравших с них за паспорта огромные деньги. В своем путеше­ствии паломники могли рассчитывать на по­мощь соотечественников, осевших в стра­нах, через которые лежал их путь. В Мекке и Медине существовали специальные дома для расселения паломников определенной национальности, основанные и содержав­шиеся в значительной степени на средства богатых соотечественников. Паломничество требовало значительных средств, было по- настоящему опасным. Мусульманские па­ломники (в русскоязычной традиции ед.ч. хаджжи/хаджи/гаджи, от араб. хаджж в том же значении) пользовались среди своих соотечественников глубоким уважением.

        Из донесения российского консульства в Джидде следует, что среднее число россий­скоподданных паломников составляло 8­10 тыс. человек в год (1901 г.— 6 тыс., 1902— 16 тыс., 1903— ок. 5 тыс.). Однако определить с достаточной точностью число именно российскоподданных мусульман-па­ломников представлялось в тех условиях со­вершенно невозможным, так как преобла­дающее большинство из них шли без всяких паспортов. В этой связи число российских па­ломников (шиитов и суннитов) оценивалось приблизительно в 18-25 тыс. человек в год.

        Практика ал-Х. в то время была связана с опасностью перенесения в пределы Россий­ской империи опаснейших инфекций чумы, тифа, холеры, эпидемии которых на Среднем Востоке и в Центральной Азии уносили миллионы человеческих жизней. В частно­сти, с ал-Х. связывали вспышки чумной эпи­демии в Астраханской губернии. В январе 1897 г. при Министерстве внутренних дел была создана Особая комиссия по борьбе с чумной заразой, которую возглавил принц А.П.Ольденбургский. В ведение этой комис­сии и поступил вопрос об упорядочении па­ломничества российскоподданных мусуль­ман. Сотрудниками комиссии были изучены донесения об ал-Х. от российского посоль­ства в Константинополе и консульств в Джидде, Машхаде/Мешхеде и Багдаде. В Джидду были командированы врачи Соко­лов, Далгат, Туланов и Такаев, направляв­шие в комиссию свои отчеты. Однако для всесторонней оценки политико-религиозных (особенно в связи с кровавыми событиями в Андижане 1898 г.) и медико-эпидемиологи­ческих аспектов ал-Х. было принято реше­ние отправить в Мекку офицера русской армии мусульманского происхождения ‘Абд ал-‘Азиза Давлетшина. Его «Отчет», опуб­ликованный в 1899 г. с грифом «секретно», представил достаточный объем в целом объ­ективной и тщательно подобранной инфор­мации для принятия комплекса верных ре­шений в отношении проблем, связанных с ал-Х. российскоподданных мусульман. Дав­летшин попытался развеять существовавшие опасения и имевшиеся в отношении ал-Х. предубеждения, рекомендовав при отсутст­вии реальной эпидемической опасности не только отказаться от всех запретов, но и об­легчить для паломников путь из России в Мекку.

        Первоначальный вариант документа по этому вопросу, подготовленный Министерст­вом внутренних дел, в целом следовал такому направлению. Ал-Х. был признан явлением чисто религиозным, интересующим власти в первую очередь в санитарно-эпидемиологи­ческом отношении. Было предложено резко уменьшить пошлину за иностранный паспорт для паломников. На губернаторов предпола­галось возложить заботу о создании условий для следовавших не по железным дорогам партий паломников (получение продоволь­ствия по низким ценам, помещений для ноч­лега и отдыха, обеспечение их врачебной помощью). Предполагалось установить льгот­ную цену на железнодорожные билеты для паломников и организовать их доставку в Джидду пароходами Русского общества па­роходства и торговли. Однако обсуждение этого документа заинтересованными мини­стерствами и губернскими властями привело к появлению в нем ряда формулировок о «мусульманском фанатизме» и нежелатель­ном воздействии ал-Х. на общественно­политическую обстановку в мусульманских областях империи. Большие споры вызвало предложение о направлении и возвращении всех паломников через порты Черного моря и Стамбул. Эта мера, облегчавшая противо­эпидемический контроль, входила в проти­воречие с попытками воспрепятствовать панисламской пропаганде, центром которой была столица Османской империи. Было снято предложение о льготных железнодо­рожных билетах для паломников. Однако и после всего этого «Временные правила о паломничестве мусульман» и сопровождав­ший их документ Министерства внутренних дел показывают, что ал-Х. и паломничество православных христиан в Иерусалим были поставлены, по существу, в равные условия. Ввод в действие этих документов серьезно облегчил ал-Х. из России, и это привело к значительному увеличению числа офици­ально зарегистрированных паломников — до 16 тыс. человек в 1902 г. Хотя тенденция к увеличению числа российскоподданных па­ломников нарушалась эпидемиями и зигза­гами внутренней и внешней политики, она, по-видимому, сохранялась вплоть до Первой мировой войны и революции в России.

        До полного закрытия южных границ СССР в начале 30-х гг. ал-Х. из районов Средней Азии и Закавказья продолжался, хотя количество паломников постоянно со­кращалось. Сталинская антирелигиозная по­литика сделала практически невозможным для большинства населения не только ал-Х., но и исполнение других религиозных обя­занностей. Велась активная пропаганда, на­правленная против ал-Х. (см., в частности, работы Л.Климовича).

        В годы Великой Отечественной войны, когда потребовалась консолидация сил всего общества, произошло изменение официаль­ной политики в отношении религии. Вновь была открыта часть церквей, мечетей и сина­гог, а в начале 1945 г. возобновился и ал-Х. из СССР. Первую группу паломников возгла­вил муфтий ишан Бабаханов. С тех пор 20­25 человек советских мусульман совершали ал-Х. ежегодно. Группы формировались непосредственно духовными управлениями и состояли главным образом из имамов-хатибов и членов актива мечети. С 1945 по 1990 г. ал-Х. совершили 850-900 человек, что совершенно не соответствовало количе­ству мусульман на территории СССР (в на­стоящее время на территории стран СНГ проживают около 60 млн. человек, принад­лежащих к десяткам больших и малых наро­дов, исторически исповедовавших ислам; в собственно России, как считают, живут се­годня 12 млн. мусульман, т.е. около 8% все­го населения).

        Политические процессы периода пере­стройки породили многочисленные расколы в созданных в советское время Духовных управлениях мусульман (ДУМ), которые официально представляли верующих и ко­ординировали работу имамов. В связи с принципиальным упрощением правил выез­да и въезда открылись новые возможности для громадного числа мусульманских па­ломников из СССР, а сегодня соответствен­но из стран СНГ. Однако ДУМ не сумели организовать и координировать ал-Х. Груп­пы набирались по семейному принципу, появились факты спекуляции возможностью совершить паломничество. Инициативу взя­ли в свои руки многочисленные исламские культурные центры, национально-культурные объединения, прямо или косвенно связанные с исламом. Именно они стали заниматься организацией ал-Х. на деньги, выделяемые зарубежными исламскими центрами. В эко­номических условиях рубежа 80-90-х гг. ал-Х. мог стать мероприятием, выгодным в материальном отношении. Паломники везли с собой на продажу десятки килограммов груза. Все это порождало многочисленные злоупотребления, вызывало законное него­дование верующих и даже волнения (напри­мер, в Махачкале в июне 1991 г.).

        Практика ал-Х. в постперестроечное вре­мя как одна из главных манифестаций при­надлежности к общине отразила всю проти­воречивость и сложность ситуации. Анализ опубликованных в печати воспоминаний паломников показывает, что в абсолютном большинстве случаев последние имеют весь­ма скромные представления даже о ритуаль­ной стороне ал-Х. и, как правило, лишь по­вторяют действия руководителя группы. За более чем 70 лет из коллективной памяти стерлись многочисленные предания, верова­ния и обычаи, связанные с ал-Х. и зафикси­рованные в воспоминаниях паломников ХVIII-ХIХ вв.

        Среди верующих сохраняется огромный энтузиазм в отношении ал-Х. Люди пытают­ся попасть в Мекку любыми способами. В январе 1992 г. 29 жителей узбекского города Наманган на десяти «Ладах», преодолев в общей сложности 15 тыс. км, добрались до Мекки и Медины и совершили «малое па­ломничество» (араб. ‘умра). При этом они опирались как на помощь российской благо­творительной организации, так и на под­держку узбекских землячеств в тех странах, по которым проходил их маршрут. Основная масса паломников добирается до Мекки за счет иностранных и отечественных спонсо­ров, в ряде случаев при содействии государ­ства, которое предоставляет льготные авиа­билеты, обеспечивает переезды паломников внутри страны и т.п. Что касается иностран­ных спонсоров, которые несут основное бре­мя расходов по организации ал-Х. из стран СНГ, то помимо желания помочь мусульма­нам из бывшего СССР ими часто движет и борьба за сферы влияния. Так, иранская транспортная компания организовала для паломников специальные рейсы через Иран и далее по морю в Саудовскую Аравию. Ак­тивную материальную помощь для соверше­ния ал-Х. оказывает бывшим советским му­сульманам и Турция.

        В 1992 г. Саудовская Аравия выделила 35-36 млн. долл, на то, чтобы принять 17 тыс. паломников из стран СНГ, причем все расходы на прием 13 тыс. из них были покрыты саудовской стороной (для сравне­ния: в 1991 г. лишь 1,5 тыс. советских му­сульман совершили ал-Х. на аналогичных условиях). Точной статистики нет, но из сопоставления этих цифр и исходя из того, что по меньшей мере 90% паломников могли осуществить поездку лишь за счет прини­мающей стороны, можно сделать вывод, что число паломников за год должно было воз­расти по крайней мере в 10 раз. Аналогич­ную цифру дает и сравнительная статистика по регионам. Таким образом, в 1992 г., по- видимому, был достигнут средний уровень предреволюционных лет, который следует считать естественным для того времени. С учетом двукратного роста населения, вспле­ска религиозности и значительного облегче­ния транспортного сообщения с Аравией по сравнению с той эпохой естественным для нынешних условий следует считать уровень в 35—50 тыс. человек в год.

        По-видимому, в упомянутую выше цифру (17 тыс.) входят и лица, совершившие «ма­лое паломничество». При этом прослежива­ется отчетливая тенденция трактовать по­следнее расширительно. Обычно паломники из СНГ стремятся в ходе «малого паломни­чества» исполнить и ритуалы «большого паломничества» — ал-Х.

        Лит-ра: А.Вамбери. Путешествие по Средней Азии. М., 1865; П.И.Пашино. Мусульманские пи­лигримы в Джидде (Путешествие по Аравии) * Новости. СПб., 1877, № 282; М.Миропиев. Рели­гиозное и политическое значение хаджа, или свя­щенного путешествия мухаммедан в Мекку, для совершения религиозного празднества. Казань, 1877; Г.Саблуков. Рассказы мухаммедан о кыбле. Казань, 1889; Феннер. О паломничестве мусуль­ман в Мекку// Туркестанские ведомости. Таш., № 29, 1895; Г.Ишаев. Мекка— священный город мусульман (рассказ паломника)// Вестник Сред­ней Азии, Таш., 1896 (ноябрь, 61-81; декабрь, 45­83); Отчет штабс-капитана Давлетшина о коман­дировке в Хиджаз. СПб., 1899; Яров-Равский. Паломничество (хадж) в Мекку и Медину // Ма­териалы по мусульманству. Таш., 1899, вып. 5; Вл. Череванский. Хадж (с русской точки зрения) // Российский государственный исторический ар­хив, ф. 1298, оп. 1, л. 5-11; Временные правила о паломничестве мусульман// Там же, ф. 1298, оп. 1, л. 14-38; Хаджи Салим Гирей Султанов. Священная область мусульман в Аравии. М., 1916; Л. Климович. Курбан-байрам. Праздник жертвоприношения и паломничество мусульман в Мекку. М., 1933; Ф.Мухсымадиев. Путешествие на тот свет, или Повесть о великом хадже. М., 1969; М.Заргишев. У порога священной Каабы // ИВ. 1992, 7, 2-9; он же. На священной земле Мекки и Медины // Там же. 1992, 8, 13-16; Па­ломники из Туркменистана // Там же. 1992, 12, 21; Из умры возвратясь // Там же, 1992, 2, 19-20; Умра— впервые за много лет // Там же. 1992, 1, 23; Казахстанские мусульмане отправились в Мек­ку// Там же. 1992, 10, 19; Подготовка к хаджу // Там же. 1992, 8, 21; Ю.Зинин. 15 000 км до святых мест и обратно // Там же. 1992, 6, 17-18; Широ­ким потоком // Там же. 1992, 10, 19; Е.Резван. Ал- Хаджж кабл ми’ат сана. Ар-рихла ас-сиррийа ли-д-дабит ар-русий ‘Абд ал-‘Азиз Давлетшин ила Макка ал-мукаррама. Бейрут, 1993.

        Е.А.Резван

        Категории:
        Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018Религиозные и философские термины
        Теги:
        паломничествоХаддж
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        ШИХ АЛОВ
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 17 июля, 2022
        ШЕВЛАН
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 17 июля, 2022
        ШАХИМАРДАН
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 15 июля, 2022
        ЧХАР БАКР
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 13 июля, 2022