ал-ХУСАЙН б. ‘Алӣ Абӯ ‘Абдалла̄х аш-Шахӣд (626—680) — младший сын ‘Али б. Аби Талиба от Фатимы, дочери Пророка, третий шиитский имам. Родился в Медине. После смерти старшего брата, ал-Хасана, в 669 г. ал-Х. стал главой алидского рода и вернулся из Куфы в Медину, однако долгое время не играл заметной политической роли. Со смертью халифа Му‘авии в 680 г. активизировалась антиомейядская оппозиция в Ираке. Куфийские шииты, признавшие ал-Х. своим третьим имамом, призвали его в Куфу возглавить восстание против халифа Йазида, обещав ему широкую поддержку. Откликнувшись на призыв куфийцев, ал-Х. выступил с небольшим отрядом из Мекки, предварительно послав в Куфу своего двоюродного брата, Муслима б. ‘Акила, для организации восстания. Тысячи жителей Куфы присягнули Муслиму в верности ал-Х., о чем он и сообщил последнему в письме. Однако выступление куфийцев было подавлено в самом зародыше, Муслим был схвачен и повешен (в сентябре 680 г.). Это печальное известие ал-Х. получил уже в пути, но он не внял отговорам родственников и не пожелал вернуться. Тем временем новый наместник Куфы, энергичный ‘Убайдаллах б. Зийад, расставил на всех дорогах из Хиджаза в Ирак посты, с одним из которых и повстречался поредевший отряд ал-Х. — 40 пеших и 32 всадника, главным образом его родственники и приближенные. Они расположились лагерем в местности Нинава, где позднее возник город Кербела, куда вскоре подошел четырехтысячный халифский отряд под руководством ‘Умара б. Са‘да. Утром 10 октября 680 г. ал-Х. со своим малочисленным отрядом вышел навстречу врагу. Сначала никто из халифских воинов не нападал на него, не желая брать на себя ответственность за пролитие крови внука Пророка. Но затем один из киндитов (по преданию, Малик б. ан-Нусайр) ударил ал-Х. мечом по голове, после чего они набросились на него массой, и вскоре он и его соратники были перебиты. Ал-Х. пал в бою, получив десятки колотых и рубленых ран. Головы убитых были отосланы в Дамаск к халифу, публично выразившему огорчение происшедшим.
Трагедия в Кербеле произвела сильное впечатление на современников. Ал-Х. был признан «величайшим мучеником», а Кербела стала одной из главных святынь и местом паломничества шиитов. День гибели ал-Х. отмечается всеми шиитами как траур Сатура’).
Гибель ал-Х. способствовала религиозному и политическому объединению приверженцев рода ‘Али. Ал-Х. стал символом шиитского движения (ряд выступлений шиитов проходил под лозунгом «Отмщение за кровь ал-Хусайна!») и значительнейшей фигурой всего мусульманского мира. Шииты придали его образу мифический характер, наделив его сверхъестественными способностями предсказывать будущее, проникать в тайны сокровенного, совершать чудеса. Со временем история его рождения, жизни и смерти обросла легендами. В шиитской среде бытуют многочисленные предания (Пророк молился, посадив ал-Х. себе на колени или на спину, он назвал его «саййидом молодых людей» и т. д.), которые шииты толкуют как доказательство избранничества рода ‘Али. Шиитские экзегеты интерпретируют ряд коранических выражений (в частности, 46:15/14; 19:1/1 и др.) как намек на ал-Х.
Лит-ра: ал-Исфахани. Макатил, 86—102; L. Veccia Veglieri. Al-Husayn b. ‘Ali b. Abi Talib. — El, NÉ, 3, 628—636.
С.М.Прозоров