ал-Чиркави Са‘ид-афанди (Саид Абдурахманович Ацаев Чиркейский, 1937–2012) — выдающийся суфийский наставник из Дагестана. Родился в горном аварском сел. Чиркей (Буйнакский р-н Республики Дагестан). Согласно его официальной биографии, опубликованной Духовным управлением мусульман Дагестана (ДУМД) и размещённой на разных дагестанских сайтах, в возрасте семи лет он лишился отца. Проучившись семь лет в школе, был вынужден пойти работать чабаном, чтобы содержать семью. Затем он три года прослужил в Советской армии в Литве (под г. Каунас), после чего вернулся к работе чабана. В возрасте тридцати двух лет он был инициирован в братство шазилийа шайхом Абдулхамидом-афанди (‘Абд ал-Хамид-афанди, 1888–1977) из аварского сел. Инхо. В то время, примерно в 1970 г., ал-Ч. работал сторожем на строительстве Чиркейской ГЭС. После смерти Абдулхамида-афанди он стал муридом шайха Мухаммада-афанди (1909–1987) из аварского сел. Хучада, который жил в переселенческом ауле Нечаевка. Последний инициировал его в братство накшбандийа-халидийа-махмудийа и дал ему иджазу на обучение муридов. Сообщают также, что он получил другую иджазу от шайха Бадруддина-афанди (Бадр ад-дин-афанди) из сел. Ботлих (1919–2002).
С 20-х гг. ХХ в. преобладающей ветвью братства накшбандийа в Дагестане была халидийа, в то время как махмудийа (восходящая к Махмуду ал-Алмали, ум. в 1877 г.) ограничивалась лишь несколькими аварскими районами. В начале ХХ в. шайхи махмудийи начали также инициировать своих муридов в братство шазилийа. Обе ветви братства затем распространились на кумыкскую равнину и в предгорья, в первую очередь вследствие советской переселенческой политики. Но только в 1990-е гг., при Ацаеве, известном уже в то время как ал-Ч., махмудийа приобрела политическую силу. Одной из причин такого успеха была двухстепенная модель инициации: шайхи махмудийи-шазилийи сначала вводят большое число своих последователей в шазилийу, не обременяя их никакими обязанностями, кроме чтения специальной молитвы (вирд), и без прямого надзора, что обеспечивало большой приток муридов. Наиболее преданные ученики затем вводились в накшбандийу-махмудийу, тем самым делая эту общину замкнутой и контролируемой. Во-вторых, ал-Ч. нашёл способного преемника по линии шазилийи в лице кумыка Арсланали (Арслан-‘Али) Гамзатова (род. в 1956 г.), который распространил влияние шазилийи на территории кумыков, в то время махмудийа как братство, чей статус был выше, осталось в руках аварцев. Наконец, что ещё важнее, в начале 1990-х гг. ДУМД в Махачкале перешло под контроль аварцев из братства махмудийа-шазилийа. С этого времени ал-Ч. использовал это учреждение как канал распространения своего влияния посредством брошюр, газет и электронных СМИ. Арсланали Гамзатов руководил Исламским университетом им. Сайпуллы-кади в Буйнакске, в котором готовили будущих имамов, впоследствии устраивавшихся на работу в ДУМД. В настоящее время ДУМД все ещё контролируется аварцами. Им руководит ученик ал-Ч. — Ахмад-хаджжи Абдулаев (род. в 1959 г.). В Дагестане количество муридов ал-Ч. исчисляется десятками тысяч. По некоторым сведениям, у него есть последователи и за пределами Кавказа в других регионах Российской Федерации — в Западной Сибири, Центральной России и Волго-Уральском регионе.
Соперничая с ветвью накшбандийа-халидийа, что выражалось, прежде всего, в полемике вокруг вариантов цепи духовной преемственности (силсила) братства, ал-Ч. и другие ‘улама’ махмудийи-шазилийи были вовлечены также в упорную борьбу с воинствующим салафитским подпольем в Дагестане и Чечне. Несколько выдающихся учеников ал-Ч. были убиты в ходе неё. В начале 2012 г. ал-Ч. дал согласие на переговоры с умеренной салафитской организацией Ахл ас-сунна ва-л-джама‘а. Они были прерваны после убийства ал-Ч. 28 августа того же года смертницей в его доме в Чиркее. Тогда же погибла его жена Узлифат-хаджжи.
Перу ал-Ч. принадлежит 6 богословских трактатов на аварском языке, выходивших также в русских и английских переводах, и аварская исламская поэзия (назм). Его главный труд Маджму’ат ал-фава’ид («Собрание полезных знаний», перевод издан под названием «Сокровищница благодатных знаний») написан в форме вопросов и ответов по проблемам богословия, суфийских практик (в особенности зикра, муракабы, рабиты), а также исламского права и этики. Его цель — доказать, что суфизм (тасаввуф) в том виде, в каком он практикуется в братстве махмудийа, не противоречит Корану и сунне Пророка. Есть аварское (2000), несколько русских (2002, 2003, 2010) и татарское (2006) издания этой книги. В числе трудов ал-Ч. — комментарий к суре ал-Фатиха, к разным айатам ал-Кур’ана, рассказы по истории пророков. Во всех своих сочинениях, равно как и в интервью, он прибегал к исключительно упрощённому и популярному стилю изложения, подчеркивая братство всех мусульман, мирный характер ислама, патриотизм общины своих последователей и всячески принижая своё реальное политическое влияние в Дагестане.
В последние годы жизни под влиянием своего аварского окружения муридов, преимущественно происходящих из Гумбетовского р-на Дагестана, он отобрал иджазу на право ведения наставнической деятельности у Арсланали Гамзатова и передал её аварцу из сел. Верхний Каранай Абдулджалилу-афанди (‘Абд ал-Джалил), род. в 1943 г.), работающему врачом. Последний стал его преемником (халифá) в братстве махмудийа-шазилийа.
Один из четырёх сыновей ал-Ч., Абдулла Саидович Ацаев, ныне — ректор Чиркейского теологического института им. Саида-афанди.
Сочинения ал-Ч.: Современность глазами шейха Саида афанди. Махачкала, 2005; Побуждение внять призыву Корана. Т. 1–4. Махачкала, 2007–2011; Побуждение внять призыву Корана. Толкование суры ал-Фатиха. М.‒СПб., 2008; Сборник выступлений / Пер. с аварского Г.-М.Ичалова. Махачкала, 2008; Сокровищница благодатных знаний. Маджму‘ат ал-фава’ид / Пер. с аварского. 3-е изд. Махачкала, 2010; История пророков. Кисас ал-анбийа’. В 2 т. 4-е изд. Махачкала, 2010.
Лит-ра: Горская мудрость: изречения выдающихся шейхов Дагестана / Сост. М.Р.Омаров. Махачкала, 2009; Биография досточтимого шейха Саида Афанди ал-Чиркави [электронный ресурс] // Сокровищница ислама: журнал «Ислам». 2012, № 3 (29), 5–7. URL: http://islamdag.ru/sites/book/Islam_Block_29_n.pdf (дата обращения: 02.01.2017); M.Kemper. The Discourse of Said-Afandi, Daghestan’s Foremost Sufi Master // Islamic Authority and the Russian Language, 167–218; A.K.Bustanov, M.Kemper. Valiulla Iakupov’s Tatar Islamic Traditionalism // Asiatische Studien = Etudes asiatiques. 2013, Bd. 67, 809–835; M.Kemper, Sh.Shikhaliev. Islam and Political Violence in Post-Soviet Daghestan: Discursive Strategies of the Sufi Masters // Princeton Papers: Interdisciplinary Journal of Middle Eastern Studies. Vol. XVII. Special issue: Constellations of the Caucasus: Empires, Peoples, and Faiths / Ed. by M.Reynolds. Princeton, 2016, 117–154.
М. Кемпер, В.О.Бобровников.