ал-Чистави Мухаммад-Закир б. ‘Абд ал-Ваххаб б. ‘Абд ал-Карим ас-Суснави, он же Мухаметзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов, 1815 или 1818 — 1893) — имам, мударрис и суфийский наставник первого прихода г. Чистополя. Родом из с. Сосны Малмыжского уезда Вятской губернии. Учился сначала в родном селе у Тадж ад-дина б. ‘Абд ар-Рашида б. Муртаза ал-Иштираки (1768–1841), одним из учителей которого был ахунд и имам первой казанской мечети Ибрахим б. Худжаш ал-Казани (ум. в 1825-26 г.). Потом продолжал учёбу в сел. Маскаре того же уезда, одном из региональных центров исламской учёности, у ‘Абд Аллаха б. Йахйи б. Мухаммада б. Максуда б. Сулаймана ал-Чартуши (ум. в 1859 г.), чей наставник и тесть, Мухаммад-Рахим б. Йусуф Алашти (ум. в 1816-17 г.), учился вместе с Ибрахимом б. Худжашем в Дагестане в течение десяти лет. Сам ‘Абд Аллах б. Йахйа учился в Бухаре, где овладел наукой, искусством толкования (шарх) вероучения (‘ака’ид), и в своей мадрасе уделял меньше внимания изучению Корана, хадисов и арабского языка.
В 1846 г., когда выпускник бухарской мадрасы Кукалташ, Ахмад б. Халид (ум. в 1870 г.), переехал из Чистополя в г. Троицк (где стал одним из учителей Зайнуллы Расулева), его место занял ал-Ч. В 1859 г. на средства его тестя купца Хасана б. Мусы б. Йа‘куба из сел. Сосны была построена первая соборная мечеть. Будучи авторитетным духовным лицом, ал-Ч. также успешно занимался чайной торговлей и числился во второй гильдии чистопольского купечества. На его собственные средства были построены кирпичные здания мадрасы (1874 г.) и второй мечети (1882 г.).
Ал-Ч. был одним из основных «заместителей» (халифá) братства накшбандийа-халидийа-махмудийа, к которому его приобщил сам её основатель-эпоним шайх Махмуд-афанди (1810–1877) родом из сел. Алмалы Северного Азербайджана, будучи в изгнании в Астрахани. Ал-Ч., в свою очередь, стал суфийским наставником известного в Дагестане суфийского шайха, мударриса и факиха Сайпулы-кади (Сайф Аллах-кади) Башларова (1853–1919) и некого Саййида Абу ‘Убайды ад-Дагистани.
Рида’ ад-дин б. Фахр ад-дин дал не очень высокую оценку образованности и личности ал-Ч. По его словам, в первой половине жизни ал-Ч. усердно изучал привезённые им из хаджжа (год совершения неизвестен) редкие книги и тем приобрёл репутацию знатока шариатских наук, а также высокоморального человека, но во второй половине жизни у него пропало стремление к воспитанию шакирдов из-за увлечения суфизмом. Среди его учеников были видные общественные деятели начала XX в. В 1860–1867 гг. в его мадрасе учился Гыйльман б. Ибрахим Карими (1841–1902), который потом стал зятем Рида’ ад-дина б. Фахр ад-дина, отцом публициста Фатиха Карими (1870–1937) и ахундом Бугульминского уезда Самарской губернии. Фатих Карими тоже учился у ал-Ч. короткое время до поступления в высшее учебное заведение для чиновников в Стамбуле Мектеб-и Мюлкийе. В 1890–1893 гг. у ал-Ч. учился известный писатель и общественный деятель Гаяз Исхаки (1878–1954).
Сын ал-Ч., Ибрахим (1877–?), получив высшее исламское образование в Каире, во время революции 1905 г. активно участвовал в религиозных дискуссиях, проходивших в г. Чистополе. Кроме того, он принимал участие в создании первой политической партии российских мусульман — Иттифак ал-муслимин. 20 мая 1905 г. Ибрахим воспользовался свадьбой своей сестры ‘Алийа с известным богословом Мусой Бигиевым (1875–1949) как поводом для собрания руководителей движения, в том числе ‘Абд ар-Рашида Ибрахима (1857–1944) и Ибниамина Ахтямова (1877–?). Из-за такой «противоправительственной пропаганды» в декабре 1905 г. он был уволен c занимаемой им с 1903 г. должности имама первой соборной мечети. Дочь ал-Ч., Гульсум, выведена в репортаже Фатиха Карими о Балканской войне «Письма из Стамбула» как идеальная мусульманка нового времени, которая учится на С.-Петербургских педагогических курсах и работает в больнице Красного полумесяца ради оказания медицинской помощи единоверцам из Османской империи.
Лит-ра: НА РТ. Ф. 1. Оп. 6. Д. 290. Дело о проверке политической благонадежности указного муллы первой чистопольской соборной мечети И.Камалова; Рида’ ад-дин б. Фахр ад-дин. Асар. Т. 1. Ч. 8. Оренбург, 1904, 424, 426–427; То же. Т. 2, Ч. 12. Оренбург, 1907, 312–313; То же. Ч. 15. Оренбург, 1908, 511–512; То же. Т. 3. Казань, 2010, 217–219; Фатих Карими. Мархум Гилман Ахунд. Оренбург, 1904, 6–7, 27; ‘Абд Аллах б. Мухаммад ‘Ариф б. аш-шайх Му’аз ал-Ури. Ал-Катра мин бихар ал-хака’ик фи тарджамат ахвал машайих ат-тара’ик. Оренбург, 1907, 42-43; он же. Истанбул мактублари. Оренбург, 1913; Муса Джар Аллах [Бигиев]. Ислахат асаслари. Пг., 1917, 11, 163–165; Р.Р.Салихов, Р.Р.Хайрутдинов. Республика Татарстан: Памятники истории и культуры татарского народа (конец XIX — начало XX в.). Казань, 1994, 252–256; M.Kemper. Khalidiyya Networks in Daghestan and the Question of Jihad // Die Welt des Islams. 2002. Vol. 42 (1), 64–65.
Н. Наганава